ВОСПИТАНИЕ НЕНАСИЛИЕМ В СЕМЬЕ
«Характер и нравственное
поведение ребёнка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ
на их характер и их поведение»
Эрик Фромм
Ребёнок – Человек! Этот
маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром
совете родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви.
Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым
людям.
Известный педагог и психолог И.С.Кон отмечает: «В глазах ребенка отец
и мать выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и
поддержки, без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как
власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний, поощрений; как
образец для подражания, воплощения мудрости и лучших человеческих качеств;
как старший друг, советчик, которому можно доверить все».
Семья – это особого рода коллектив,
играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Ребёнок ещё не может и не умеет защитить себя от физического насилия и
психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению,
манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости,
если мы это демонстрируем. Ребёнок, который воспитывается в условиях
бесправия, никогда не будет уважать права другого человека.
И наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только
добром. Таким образом, перед нами выстраивается следующая иерархия: семья –
ребёнок –нравственность – поступок – семья. Другими словами: «Что посеешь, то
и пожнешь».
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой
могут быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями
и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не
учит, а только унижает, оскорбляет, раздражает и запугивает.
Наказывая своего ребёнка физически, родители наивно полагают, что
самый короткий путь лежит « через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь
видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью воспитывают
фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития человека.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни, а в каждом нормальном доме должны царить любовь,
справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам
семьи.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не
раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду,
чувство оскорблённости, жажду мести и компенсации, разрушение «нравственных
тормозов», стремление к обману и изворотливости, агрессивное поведение,
снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим (если ребёнка часто бьют).
Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их
психического и социального развития. Такие дети часто вырастают с
психическими комплексами, бывают напрочь лишены нравственных чувств.
Иногда родители с упоением и нескрываемой гордостью рассказывают о
том, что стоит им только глянуть на ребёнка, он тут же сникает, становится
смирным и послушным. Однако, чаще всего это «смирение» оборачивается в
дальнейшем большими проблемами как для самого ребёнка, так и для родителей.
Необдуманная, жесткая строгость приводит с его взрослением сначала к
лукавству ребёнка, а потом к
притворству и, наконец, - к отчуждению.
Ребенок, даже еще не умея говорить, не осознавая речь и поступки
взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и
по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу,
спокойная ласковая речь, спокойный, уравновешенный тон в общении – хороший и
обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей. В то
время как крик, грубые интонации, жесткие и бескомпромиссные формулировки –
приведут к противоположным результатам.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и
воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые
они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения
человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более
телесных наказаний. Нравственную установку у ребенка можно и должно
воспитывать постоянно, кропотливо и настоятельно словом и делом, примером и
разъяснением, используя волшебную силу искусства быть ЛЮБЯЩИМИ
РОДИТЕЛЯМИ.
Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу целого ряда
объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше, чем это
происходило с вами, дорогие мамы и папы,
а тем более – с вашими родителями, то есть бабушками и дедушками.
Хочется обратить ваше внимание на то, что в обществе достаточно долгое время
бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и
что именно это является (совместно с обучением, естественно) их прямой и
непосредственной задачей и обязанностью. В большинстве своем, именно семья
первой предъявляла обвинения школе в том случае, если результаты воспитания
были, с их точки зрения, плачевными. И по настоящее время мы сталкиваемся с
такой ситуацией, когда школа, учителя и классный руководитель являются
главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием и социализацией
молодого поколения. Такой подход к оценке деятельности школы, с нашей точки
зрения, является односторонним и упрощенным.
Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить
семью в воспитательный процесс,
проводить его спокойно, целенаправленно, совместными усилиями, с учетом
индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Согласитесь, что
далеко не всегда учитель может разобраться в причинах немотивированной
агрессии детей. Почему у них порой вырываются весьма грубые окрики на
одноклассников, желании спровоцировать или поучаствовать самому в потасовках
и перебранках между сверстниками? Все
это может усугубляться, если причиной подобных действий и поведения является
неблагополучный морально-психологический климат в семье. Дети, за редким
исключением, не хотят жаловаться учителям в школе на грубое (а порой и
жестокое) отношение к себе. По своему психологическому статусу школа и семья
– противоположные полюсы. В семье все основано на эмоциональных связях и
привязанности. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом
и ребенком с целью его социальной защиты. Школа не может и не должна заменить
ему родной дом. В стенах школы ребенок обучается, расширяет свой кругозор,
самореализуется, раскрывает перед одноклассниками и другими членами
ученического коллектива свои возможности и способности. Школа помогает
реализовать, легализировать результаты воспитательного процесса перед
обществом.
Родители (или лица, замещающие их) и школа, занимаясь совместным
воспитательным процессом, должны
дополнять друг друга. Такой
гармоничный процесс возможен только в том случае, если способы достижения
главной цели – формирование личности – будут цивилизованными.
Другими словами, воспитание ненасилием – это должно стать, прежде
всего, правилом, аксиомой,
постулатом современной семьи. Что
касается школы, то перед ней стоит не менее сложная и всеобъемлющая цель –
вооружить ребенка знаниями по основам наук, передать образовательный опыт поколений,
помочь самоопределиться, сформировать механизм самооценки и дальнейшего
самовоспитания на нравственных принципах жизни в обществе.
На
основании многовекового опыта существования института семьи в человеческом
обществе сформировались нравственные законы, соблюдая которые, появляется
возможность сформировать и укрепить семейные традиции и обычаи, удержаться от
применения жестких мер «воспитания» детей.
|