Доп образовательная программа ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

№
Раздел программы
п/п
Раздел 1. Целевой
1.1
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации
дополнительной программы
Принципы формирования
дополнительной программы
Значимые для разработки и реализации
дополнительной программы возрастные и
индивидуальные особенности
1.2
Планируемые результаты освоения
программы
Раздел 2. Содержательный
2.1
Содержание дополнительной
образовательной программы
2.2
Вариативные формы, способы, методы и
средства реализации программы
2.3
Способы поддержки детской инициативы
2.4
Взаимодействие с семьями
2.5
Взаимодействие с социумом
Раздел 3. Организационный
3.1
Оценка индивидуального развития детей
в рамках педагогической диагностики
3.2
Описание материально-технического
обеспечения программы
3.3
Список литературы

1

стр
2
2
4
8
9

16
18
18
40
40
40
40
41
41
41
43

1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Данная образовательная программа составлена на
основании Федерального закона от 29.12. 2012 № 273
«Об образовании в РФ» и «Концепции развития
дополнительного образования детей» (распоряжение
правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р) с учетом
постановления Главного санитарного врача РФ от
04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных
организаций
дополнительного
образования детей» и приказа Минобрнауки России от
29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Актуальность предлагаемой программы состоит
в том, что в современной системе образования делается
акцент на формирование у ребенка коммуникативных
навыков и умений строить программу действий.
Ребёнок сегодня должен научиться не воспроизводить
информацию, а знать, где добыть ее и как применить
для решения проблемы. Педагог является лишь
направляющим звеном.
Выбранная
программа,
для
подготовки
дошкольников полностью соответствует современным
требованиям и помогает достичь требуемого
результата. Важным является и тот факт, что программа
имеет полное продолжение в следующих ступенях
2

образования и подходит ко всем существующим
образовательным системам.
Новизна программы состоит в том, что дети,
окончившие обучение по данной программе, получат
первые навыки формирования коммуникативных и
информационных компетентностей.
Таким образом, педагогическая целесообразность
программы просматривается через изложенные выше
принципы. Они отражают современные научные
взгляды организации развивающего обучения и не
только обеспечивают решение задач интеллектуального
и личностного развития детей, формирования у них
познавательных интересов и творческого мышления, но
и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Поскольку все дети обладают своими, только им
свойственными качествами и уровнем развития,
необходимо дифференцировать задания с учетом
индивидуальных
особенностей ребенка, создавая
ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок
по данной программе должен продвигаться своим
темпом и с постоянным успехом.
Таким
образом,
практическая
значимость
целостного курса подготовки к школе поможет детям
усвоить ряд понятий и закономерностей, которые
помогут не только начать успешное обучение в первом
классе, но и обеспечат ребенку позитивную и активную
социализацию в современном, быстро изменяющемся
информационном обществе
Уровень данной программы - базовый. Он
предполагает усвоение специализированных знаний и
3

умений, которые обеспечивают наиболее полную и
целостную картину.
Адресатом программы являются дошкольники 5-7
лет. Возраст пяти лет – последний из дошкольных
возрастов, когда в психике ребенка появляются
принципиально
новые
образования.
Это
произвольность психических процессов: внимания,
памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда
способность управлять своим поведением. Он является
очень важным возрастом в развитии познавательной
сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его
можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке
закладываются
многие
личностные
аспекты,
прорабатываются все моменты становления «Я»
позиции. Именно 90% формирования всех черт
личности ребенка закладывается в возрасте 5-7 лет.
Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким
будет человек в будущем.
Программа рассчитана на два учебных года:
216 часов в год по 6 часов в неделю.
Еженедельно дети занимаются 2 раза в неделю,/6
часов в неделю. Продолжительность каждого занятия
25 минут
Форма обучения по курсу – очная.
В соответствии с учебным планом объединения
формируется одновозрастная группа, являющаяся
основным составом объединения. Состав группы в
течение одного учебного года является постоянным.
Цель программы – подготовка в ходе
дошкольного развивающего обучения функциональнограмотной личности как показателя качественного
4

обучения, обеспечение готовности к дальнейшему
развитию, которая понимается как «… система свойств
и качеств личности, обеспечивающая потребность и
возможность самостоятельного развития, прежде всего
в рамках определенного возрастного периода и при
переходе от одного возрастного периода к
следующему».
Задачи:
Личностные:
1. формировать мотивацию учения и интереса к
самому процессу обучения;
2. формировать умение общения и поведения в
социуме;
3. воспитывать у ребенка норм и правил
культуры, отношения со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные:
1.
формировать
приемы
умственных
действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
исключения, моделирования, конструирования;
2.
развивать
наглядно-образного
и
формирование словесно-логического мышления, умения
делать выводы, обосновывать свои суждения;
3.
развивать умения говорения, слушания и
чтения;
4.
развивать память, внимание, творческие
способности, воображение, вариативность мышления.
Предметные:
1. познакомить обучающихся с элементарными
представлениями о числах и счете, составе числа,
элементарных геометрических фигурах;
5

2. сформировать
устойчивые
навыки
аккуратного письма, через штриховку, раскрашивание и
моделирование;
3. обучить звуко-буквенному анализу слова и
чтению в рамках возрастной нормы;
4. сформировать элементарные представления
об окружающем мире, сезонных изменениях в природе,
начал экологической культуры;
5. обучить
элементарным
навыкам
самообслуживания, конструирования и работы с
различными материалами и инструментами, согласно
возрастной норме.
Данная программа поможет педагогу подготовить
дошкольников к изучению предметов школьного курса
обучения и смягчит грядущие трудности и проблемы
при адаптации в стенах ОУ и присвоении новой
социальной роли ученика.
Кроме того, используя данную программу,
учитель сможет активизировать мыслительную
деятельность будущих учеников, обогатить их
словарный запас, ознакомить с элементами школьной
жизни, оказать помощь родителям в воспитании
полноценной личности. В тематическом планировании
указаны темы и примерное количество занятий, которое
может быть изменено педагогом, в зависимости от
более или менее успешного прохождения программы,
усвоения детьми необходимых знаний и формирования
умений и навыков.
К концу обучения по курсу «Математика»
ребенок знает основные свойства предметов,
классифицирует, анализирует, объединяет в группы по
6

общему признаку, убирает лишний по признаку отличи,
сравнивает путем составления пар, считает в пределах
10 по числовому лучу, вычитает и складывает с опорой
на наглядности и частично на состав чисел первого
десятка, обозначает и узнает цифры, знает основные
геометрические фигуры, ориентируется в пространстве
и на листе.
К концу обучения по программе «Развитие речи»
у детей формируется и развивается главная ценность,
основа всей деятельности – творческое мышление
ребенка, на основе которой постепенно будут
складываться система знаний о языке и формироваться
потребность владения языком, совершенствования
речи.
Ребенок знает буквы и звуки, понятие слог, слово,
предложение, классификацию звуков на гласные и
согласные, твердые и мягкие, ударение.
Ребенок умеет читать по слогам и частично
целыми словами, составлять предложения по рисунку,
ставить в словах ударение, выполнять первичный
звуко-буквенный анализ слов, называть значение слова,
множественное и единственное число и т.п.
По
завершению
курса
«Знакомство
с
окружающим миром» ребёнок умеет классифицировать
объекты живой и неживой природе, приводить примеры
представителей каждой группы, различать сезонные
признаки и знать названия месяцев по сезонам. Каждый
воспитанник научится понимать,
что
жизнь
человека
на
Земле
во
многом зависит от окружающей среды: чистые возд
ух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на
7

здоровье и жизни человека. У ребёнка сформировано
понимание того, что не дала человеку природа, он
создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет
огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.).
Воспитанник воспринимает предметное окружение как
творение человеческой мысли.
Курс «Технология» сформирует у ребёнка
уверенное владение мелкой моторикой и различными
видами предметно-практической деятельности; а также
благотворно влияет на формирование личности
ребёнка.
В
течение
обучения
проводится
целенаправленная работа по развитию мышления,
внимания, памяти. На занятиях используются
специальные адаптированные и разноуровневые
задания.
Данная
программа
с
дошкольниками
формируется на основе следующей системы
дидактических принципов:
- Создается образовательная среда, обеспечивающая
снятие всех стрессообразующих факторов (принцип
психологической комфортности);
- Новое знание вводится через самостоятельное
«открытие» его детьми (принцип деятельности);
- Обеспечивается возможность разноуровневого
обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип
минимакса);
- При введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с
8

предметами и явлениями окружающего мира (принцип
целостного
представления о мире);
- У детей формируется умение осуществлять
собственный выбор на
основании
некоторого
критерия
(принцип
вариативности).
- Процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми
собственного опыта творческой деятельности (принцип
творчества)
Основные принципы работы педагога при
подготовке детей к школе:
- учёт индивидуальных возможностей и способностей
детей;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его
деятельности
в
сочетании
с
разумной
требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения
занятий;
- наглядность.
Значимые для разработки и реализации
дополнительной программы возрастные и
индивидуальные особенности
Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого
человека как представителя общества (ближайшего
9

социума), постепенно начинает осознавать связи и
зависимости
в
социальном
поведении
и
взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников
происходят качественные изменения - формируется
возможность саморегуляции, т.е. дети начинают
предъявлять к себе те требования, которые раньше
предъявлялись им взрослыми.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в
представлениях ребёнка о себе.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система
первичной гендерной идентичности, поэтому после 6
лет воспитательные воздействия на формирование её
отдельных сторон уже гораздо менее эффективны.
Существенные изменения происходят в этом
возрасте в детской игре, а именно в игровом
взаимодействии, в котором существенное место
начинает занимать совместное обсуждение правил
игры. Усложняется игровое пространство.
Более
совершенной
становится
крупная
моторика.
Представления об основных свойствах предметов
ещё более расширяются и углубляются.
Дети хорошо усваивают названия тех дней недели
и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным.
Объём памяти изменяется не существенно.
Улучшается её устойчивость.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает
наглядно-образное мышление, которое позволяет
10

ребёнку
решать
более
сложные
задачи
с
использованием обобщённых наглядных средств (схем,
чертежей и пр.) и обобщённых представлений о
свойствах различных предметов и явлений.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как
возраст овладения ребёнком активным (продуктивным)
воображением,
которое
начинает
приобретать
самостоятельность, отделяясь от практической
деятельности и предваряя её.
На шестом году жизни ребёнка происходят
важные изменения в развитии речи. Для детей этого
возраста становится нормой правильное произношение
звуков. Словарь активно пополняется. Дошкольники
могут использовать в речи сложные случаи грамматики.
Строят игровые и деловые диалоги.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется
произведениями разнообразной тематики, в том числе
связанной с проблемами взаимоотношений со
взрослыми, сверстниками, с историей страны.
Повышаются
возможности
безопасности
жизнедеятельности ребенка 5-6 лет.
В старшем дошкольном возрасте активно
развиваются планирование и самооценивание трудовой
деятельности (при условии сформированности всех
других компонентов детского труда).
В
процессе
восприятия
художественных
произведений,
произведений
музыкального
и
изобразительного
искусства
дети
способны
осуществлять выбор того (произведений, персонажей,
образов), что им больше нравится, обосновывая его с
помощью элементов эстетической оценки.
11

Происходит
существенное
обогащение
музыкальной эрудиции детей. Совершенствуется
качество музыкальной деятельности. Творческие
проявления становятся более осознанными и
направленными.
В продуктивной деятельности дети могут
изобразить задуманное.
Конструируют по условиям, заданным взрослым,
но уже готовы к самостоятельному творческому
конструированию из разных материалов.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Происходит активное развитие диалогической
речи.
Диалог
детей
приобретает
характер
скоординированных предметных и речевых действий. В
недрах
диалогического
общения
старших
дошкольников зарождается и формируется новая форма
речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает
рассказы родителей, что у них произошло на работе,
живо интересуется тем, как они познакомились, при
встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это,
есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая
сторона, грамматический строй, лексика. Развивается
связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают
активно употреблять обобщающие существительные,
синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Познавательные
процессы
претерпевают
качественные изменения; развивается произвольность
12

действий. Наряду с наглядно-образным мышлением
появляются
элементы
словесно-логического
мышления.
Продолжают
развиваться
навыки
обобщения и рассуждения, но они еще в значительной
степени ограничиваются наглядными признаками
ситуации. Продолжает развиваться воображение,
однако часто приходится констатировать снижение
развития воображения в этом возрасте в сравнении со
старшей группой. Это можно объяснить различными
влияниями, в том числе средств массовой информации,
приводящими к стереотипности детских образов.
Внимание становится произвольным, в некоторых
видах
деятельности
время
произвольного
сосредоточения достигает 30 минут. У
детей появляется особый интерес к печатному слову,
математическим отношениям. Они с удовольствием
узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова,
счетом отдельных предметов.
Ведущей идеей первого направления данной
программы является выработка у детей умений
ориентироваться в звуко-буквенной системе родного
языка и на этой основе – развитие интереса и
способностей к чтению. Последовательное усвоение
понятий
«слово»,
«звук»,
«слог»,
«буква»,
«предложение» в различных игровых упражнениях
формирует
у
ребенка
осознание
речи,
ее
произвольности. Ведущей идеей второго направления
программы является развитие познавательного
интереса к математике через ознакомление детей с
различными
областями
математической
действительности.
13

Одна из важнейших задач программы –
развитие мелкой моторики рук и высших корковых
функций (память, внимание, мышление, оптикопространственное
восприятие,
воображение,
наблюдательность).
Результативностью работы является мониторинг
освоения
детьми
содержания
дополнительной
образовательной программы с помощью игровых
заданий.
Форма проведения занятий – очная,
подгрупповая.
Содержание
дополнительной
программы
разработано таким образом, чтобы осуществлять
преемственность между программами дошкольного
образования и начального звена школы.
Планирование занятий ведётся в зависимости от
возрастных особенностей воспитанников. Программа
рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в
игровой и занимательной форме. Постоянная смена
видов деятельности позволяет повысить качество
обучения и ограничить нагрузку на детей.
Важнейшей особенностью психического развития
детей старшего дошкольного возраста является
повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению
нравственных норм и правил поведения и, во-вторых,
готовность детей к овладению целями и способами
систематического обучения. Можно сказать, что в этот
период у ребёнка возникает состояние, которое можно
назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода
и высокая обучаемость проявляется и в процессе
подготовки к освоению грамотой.
14

Необходимо
вовремя
удовлетворить
познавательный интерес ребёнка и направить его
желание и волю на овладение важными для школьного
обучения умениями.
Образовательная деятельность подготовки детей
к обучению в школе богата по содержанию. В ней
поставлена задача ознакомления детей с общей
картиной окружающего мира, а это естественно, т.к.
дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно
встречаются в жизни.
Методы обучения, применяемые на занятиях
кружка, многогранны. Они направлены не только на
усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не
только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы.
Создание высокого эмоционального тонуса в процессе
обучения – это необходимое условие для получения
знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический
стержень
занятия
–
деятельность самих детей, что заставляет их думать,
наблюдать,
сравнивать,
классифицировать,
группировать,
делать
выводы,
выявлять
закономерности.
Программа
кружка
затрагивает
такие
образовательные области по ФГОС: познавательное
развитие (восприятие, мышление, память, внимание и
т.п.), речевое развитие (умение составлять рассказы,
пересказывать
короткие
тексты),
социальнокоммуникативное развитие (общение с педагогом и со
сверстниками, умение работать в группе, умение
помогать и просить помощи, слушать, слышать своих
товарищей педагога).
15

Способы проверки освоения программы
мониторинг с использованием игровых заданий.

–

1.2 Планируемые результаты освоения программы.
По направлению «Развитие речи» к концу учебного
года ребенок должен:
- Знать буквы русского алфавита
- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Понимать и использовать в речи термины «звук»,
«буква»
- Определять место звука в слове в начале, в середине и
в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие
согласные
- Пользоваться графическим обозначением звуков
(гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий
квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
-Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог»,
«слово», «предложение»
- Диалог и монолог.
- Рассуждение.
- Составление рассказа по картине.
- Пересказ короткого текста.
По направлению «Математика» к концу учебного года
ребенок должен уметь:
- считать по образцу и названному числу в пределах 10;
- понимать независимость числа от пространственного
расположения предметов;
- писать цифры от 1 до 10;
16

-пользоваться математическими знаками: +, --, =,
БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ;
- записывать решение математической задачи (загадки)
с помощью математических знаков, цифр;
-соотносить количество предметов с соответствующей
цифрой;
- различать количественный и порядковый счет в
пределах 10;
- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют
числа;
- знать геометрические фигуры;
-рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,
символические
изображения
предметов
из
геометрических фигур;
- выкладывать из счетных палочек геометрические
фигуры;
-располагать предметы в убывающем и возрастающем
порядке по величине, ширине. Высоте. Толщине.
Используя соответствующие определения;
- делить предмет на 2-4 и более частей. Понимать, что
часть меньше целого, а целое больше части;
- называть последовательно дни недели, месяцы;
- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
- определять положение предметов по отношению к
другому лицу;
- решать логические задачи на сравнение,
классификацию, устанавление последовательности
событий, анализ и синтез;
- понимать задание и выполнять его самостоятельно;
17

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной
работы.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание дополнительной программы
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ПРОГРАММА
И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие
включает:
• владение речью как средством общения и
культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически
правильной диало гической и
монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
с книжной культурой,
• знакомство
детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров
детской литературы;
звуковой аналитико• формирование
синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
Учебное
включает
содержит

пособие
«Развиваем
речь»1
30 занятий. Каждое занятие
логопедические
упражнения,
18

задания на развитие фонематического слуха,
практическое освоение содержания основных
разделов курса русского языка (морфологии,
морфемики, словообразования, лексики),
развитие речевой деятельности (в том числе воспроизведение текстов на основе
данного, создание текстов по аналогии), а
также задания на развитие мел- кой
моторики и подготовку руки к письму.
Пособие направлено не на освоение техники
чтения, а на формирование умения читать
целыми словами и понимать прочитанное.
Основное содержание тетради «Развиваем
речь»
Каждое занятие состоит из нескольких
блоков.
1. Развитие звуковой культуры: знакомство
со звуками, дифференциация звуков,
соотнесение звука с названием предметной
картинки, нахождение звука в слове,
звуковые диктанты, чтение звуковых схем.

1 Здесь и далее см.: Б о й к и н а М. В. Развиваем речь.
5—7 лет. Учебное пособие для образовательных
организаций. — М.: Просвещение, 2020.

19

2.Развитие словаря: освоение значений слов и
уместное употребление слов в соответствии с
контекстом высказывания, с ситуацией, в
которой происходит общение.
3.Формирование грамматического строя речи:
морфо- логия (изменение слов по родам, числам,
падежам); синтаксис (освоение различных типов
словосочетаний
и
предложений);
словообразование. (Термины и понятия не
употребляются. Освоение происходит на основе
игровых упражнений, восприятия грамотной
речи педагога, наблюдения,
практических
умений.)
4. Развитие связной речи: диалогическая
(разговорная) речь; монологическая речь
(рассказывание).
5.Воспитание интереса к художественному
произведению — книге: чтение художественных
произведений; создание продолжения текста,
текста по аналогии, рассказы вание.
6.Развитие графических умений (развитие
мелкой моторики руки).
Целевыми ориентирами речевого развития при
использовании учебного пособия «Развиваем
речь» в соответствии с ФГОС ДО являются
следующие:
• ребёнок достаточно хорошо владеет
устной речью;
• ребёнок может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и
20

•

•
•
•

желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения;
ребёнок может выделять звуки в словах, у
него
складываются
предпосылки
грамотности;
у ребёнка развита мелкая моторика;
ребёнок
знаком
с
произведениями
детской литера- туры;
ребёнок
способен
к
принятию
собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах
деятельности.

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема занятия
п/п

Структура занятия

Страницы
учебного
пособия
«Развиваем
речь»

1 Город Звуков

Вводное занятие

4—5

2 Давай знакомиться!

Логопедическая разминка.
Учимся рассказывать. Готовим
руку к письму

6—7

3 Слова, слова,
слова

Логопедическая разминка.
Учимся рассказывать. Готовим
руку к письму

8—9

4 Слова и жесты Логопедическая разминка. Учимся
приветствовать другдруга.
Готовим руку к письму

10—11

5 Знаки вокруг
нас

Логопедическая разминка.
Учимся читать с помощью
знаков. Готовим руку к письму

12—13

6 Звуки
речевые и неречевые

Логопедическая разминка. Учимся
слушать и пониматьтекст. Учимся
рассказывать.Готовим руку к
письму

14—15

7 Звуки [а], [о]

Логопедическая разминка.
Учимся выполнять звуковой
анализ. Учимся слушать и
понимать текст. Готовим рукук
письму

16—17

8 Звуки [у], [э]

Логопедическая разминка.
Учимся выполнять звуковой
анализ. Учимся рассказывать.
Готовим руку к письму

18—19

22

Продолжение

№ Тема занятия
п/п

9

Структура занятия

Звуки [и], [ы] Логопедическая разминка. Учимся
выполнять звуковой анализ. Учимся
точно подбирать слова. Учимся
сравниватьпо образцу: один —
много.
Готовим руку к письму

10 Звуки [м],
[м’]

Страниц
ы
учебного
пособия
«Развивае
мречь»
20—21

Логопедическая разминка. Учимся
22—23
говорить быстро и правильно.
Учимся выполнять звуковой анализ.
Учимся рассказывать о друге. Го
товим руку к письму

11

Звуки [л], [л’] Логопедическая разминка. Учимся
говорить быстро и правильно.
Учимся выполнятьзвуковой анализ.
Учимся на- ходить информацию в
тексте.Готовим руку к письму

12

Звуки [н], [н’] Логопедическая разминка. Учимся
26—27
говорить быстро и правильно.
Учимся выполнять звуковой
анализ. Учимся рассказывать по
серии сюжетных рисунков. Готовим
руку к письму

13

Звуки [р], [р’] Логопедическая разминка. Учимся
28—29
говорить быстро и правильно.
Учимся выполнять звуковой
анализ. Учимся отгадывать загадки.
Учимся сочинять сами. Готовим
руку к письму

23

24—25

Продолжение

№ Тема занятия
п/п

Структура занятия

Страницы
учебного
пособия
«Развиваем
речь»

14 Звуки [з], [з’],
[с], [с’]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Готовим руку
к письму

30—31

15 Звуки [д],
[д’], [т], [т’]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
рассказывать. Готовим руку к
письму

32—33

16 Звуки [б], [б’],
[п], [п’]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
рассказывать. Готовим руку к
письму

34—35

17 Звуки [в], [в’],
[ф], [ф’]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
разыгрывать по ролям.
Готовим руку к письму

36—37

18 Звуки [г], [г’],
[к], [к’]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
рассказывать сказку. Готовим
руку к письму

38—39

24

Продолжение

№ Тема занятия
п/п

Структура занятия

Страницы
учебного
пособия
«Развиваем
речь»

19 Звуки [ж], [ш]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
рассказывать. Готовим руку к
письму

40—41

20 Звуки [х], [х’]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
составлять рассказ. Готовим руку
к письму

42—43

21 Звук [ц]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
составлять рассказ. Готовим руку
к письму

44—45

22 Звук [ч’]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
составлять рассказ. Готовим руку
к письму

46—47

23 Звук [щ’]

Логопедическая разминка.
Учимся говорить быстро и
правильно. Учимся выполнять
звуковой анализ. Учимся
придумывать весёлые истории.
Готовим руку к письму

48—49

25

Продолжение

№ Тема занятия
п/п

Структура занятия

Страницы
учебного
пособия
«Развиваем
речь»

24 Звук [й’]

Логопедическая разминка. Учимся
50—51
говорить быстро и правильно. Учимся
выполнять звуковой анализ. Учимся
сочинять докучные сказки.Готовим
руку к письму

25 Работаем со
словами

Учимся читать звуковые схемы.
Учимся находить слова в
стихотворении

52—53

Знакомство с алфавитом

54—55

26 Здравствуй,
алфавит!
27 Повторяем и
обобщаем

Учимся читать звуковые схемы.
56—57
Учимся слушать и составлять рассказ

28 Повторяем и
обобщаем

Учимся читать звуковые схемы.
Учимся рассказывать

58—59

29 Повторяем и
обобщаем

Учимся читать. Учимся слушать и
рассказывать

60—61

30 Повторяем и
обобщаем

Учимся читать. Учимся слушать и
рассказывать

62—63

Каждое занятие может быть реализовано различными
способами в зависимости от индивидуальных особенностей
детей в группе и решаемых педагогических задач.
Первый способ — каждый разворот учебного пособия
используется в рамках одного занятия примерно по приведённой ниже схеме (содержание отдельных занятий может
отличаться от материала, представленного в учебномпособии).
1.Логопедическая разминка.
2.Учимся говорить правильно.

26

3.Учимся выполнять звуковой анализ.
4.Учимся рассказывать.
5.Готовим руку к письму.

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ПРОГРАММА
И ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
В соответствии с ФГОС ДО познавательное
развитие предполагает:
интересов
детей,
• развитие
любознательности
и
познавательной
мотивации;
• формирование познавательных действий,
становление
сознания;
развитие
воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений
о
себе, других
людях,
объектах
окружающего мира, о свойствах и
отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, ритме,
количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.).
Участвуя
в
повседневной
жизни,
наблюдая за взрослыми, ребёнок развивает
математические способности и получает
первоначальные
математические
представления.
27

Благодаря
освоению
математического
содержания
окружающего
мира
в
дошкольном возрасте у большинства детей
развиваются
предпосылки
успешного
обучения в школе и дальнейшего изучения
математики на протяжении всей жизни. Для
этого
важно,
чтобы
освоение
математического
содержания
на
ранних
ступенях
образования сопровождалось
позитивными эмоциями — радостью и
удовольствием.
Предлагая
детям
математическое
содержание, нужно также иметь в виду, что
их
индивидуальные
возможности и
предпочтения будут различными, и поэтому
освоение
детьми
математического
содержания носит сугубо индивидуальный
характер.
В соответствии с принципом интеграции
образовательных
областей
программа
предполагает взаимосвязь математического
содержания с другими разделами программы. Особенно тесно математическое развитие
в дошкольном возрасте связано с социальнокоммуникативным и речевым развитием.

28

На занятиях по математике у детей
развивается способность ориентироваться в
пространстве (право, лево, вперёд, назад и т.
п.); сравнивать, обобщать (различать,
классифицировать)
предметы;
понимать
последовательности, количества и величины;
выявлять
различные
соотношения
(например, больше — меньше, толще —
тоньше, длиннее — короче, тяжелее — легче
и др.); применять основные понятия,
структурирующие время (например, до —
после, вчера — сегодня — завтра, названия
месяцев и дней). Дошкольники получают
первичные представления о геометрических
формах и признаках предметов и объектов.
У детей формируются представления о
словах, обозначающих числа. Они начинают
считать различные объекты в пределах 10, 20
и далее, в зависимости от индивидуальных
особенностей развития.
Формируется понимание соотношения
между
количеством
предметов
и
обозначающим это количество
числовым
символом; понимание того, что число
является выражением количества.
Формированию
математических
представлений
способствует
наличие
соответствующих математических материалов, подходящих для счёта, сравнения,
сортировки,
выкладывания
29

последовательностей и т. п.
Учебное
пособие
«Познаём
математику»1 включает 30 занятий. Задания
предлагаются в
игровой
занимательной
форме. Они обеспечивают необходимую
подготовку детей для дальнейшего обучения в
школе, а также помогают активизировать
познавательную деятельность
ребёнка,
развивать
внимание,
сообразительность,
пространственное
воображение,
умение
устанавливать причинно- следственные связи,
проводить образные и словесные аналогии,
находить
закономерности,
делать
умозаключения и выводы.
Целевыми ориентирами познавательного
развития в области
математики
при
использовании учебного пособия
«Познаём математику» в соответствии с
ФГОС ДО являются следующие:
Здесь и далее см.: М и р а к о в а Т. Н. Познаём математику. 5—7 лет. Учебное
пособие для образовательных организаций / Т. Н. Миракова,О. В.
Тюгаева. — М.: Просвещение, 2020.
1

30

•

•

•
•

ребёнок проявляет
инициативу
и
самостоятельность в
разных
видах
деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
ребёнок проявляет любознательность,
задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными
связями; склонен наблюдать, экспериментировать;
ребёнок
обладает
элементарными
представлениями из области математики;
ребёнок
способен
к
принятию
собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах
деятельности.

31

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Страницы учебного
пособия «Познаём
математику»

1

Одинаковые. Разные

4—5

2

Столько же. Больше. Меньше

6—7

3

Сравнение предметов по вели-чине

8—9

4

Фигуры

10—11

5

Сравнение фигур

12—13

6

Сколько… ?

14—15

7

Внизу, вверху, над, под, за, между

16—17

8

Слева, справа

18—19

9

Целое и части

20—21

10

Один. Много

22—23

11

Сначала. Потом

24—25

12

Число «один». Цифра 1

26—27

32

Продолжение

№
п/п

Страницы учебного
пособия «Познаём
математику»

Тема занятия

13

Число «два». Цифра 2

28—29

14

Число «три». Цифра 3

30—31

15

Число «четыре». Цифра 4

32—33

16

Четырёхугольник

34—35

17

Число «пять». Цифра 5

36—37

18

Число «шесть». Цифра 6

38—39

19

Порядок чисел

40—41

20

Число «семь». Цифра 7

42—43

21

Число «восемь». Цифра 8

44—45

22

Число «девять». Цифра 9

46—47

23

Сложение. Знаки «плюс» (+) и
«равно» (=)

48—49

24

Истории на сложение в рисун-ках

50—51

25

Вычитание. Знак «минус» (–)

52—53

26

Истории на вычитание в рисун-ках

54—55

27

Число «нуль». Цифра 0

56—57

28

Число «десять»

58—59

29

Образование чисел второго де-сятка

60—61

30

Числа от 11 до 20

62—63

Каждое занятие может быть реализовано различными
способами в зависимости от индивидуальных особенностей
детей в группе и решаемых педагогических задач.

33

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
МИРОМ
ПРОГРАММА
И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В соответствии с ФГОС ДО познавательное
развитие предполагает:
интересов
детей,
• развитие
любознательности
и
познавательной
мотивации;
• формирование познавательных действий,
становление
сознания;
развитие
воображения и творческой активности;
первичных
• формирование
представлений о себе, других людях,
объектах
окружающего
мира,
их
свойствах и отношениях, о малой родине
и
Отечестве,
представлений
о
социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем
доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов
мира.
Тематические развороты учебного пособия
«Прогулки по Зелёной планете»1 помогут
создать многоцветную картину окружающего
мира,
систематизировать
знания
о
космических
телах,
комнатных,
оранжерейных и дикорастущих растениях,
34

диких и домашних животных, городском и
сельском быте и т. п.; продолжить работу по
формированию основных нравственных и
семейных ценностей на основе знакомства с
произведениями фольклора и отечественной
литературы; укрепить представление о
взаимосвязи
поколений
в
стране
и
обратиться к истории семьи в контексте
истории целого народа.
Задача пособия — познакомить детей с
миром живой и неживой природы в единстве
с социокультурной сферой. Цель подобного
объединения
природоведческих
и
гуманитарных знаний — создание условий
для становления целостного отношения к
окружающему
миру.
Лучшие образцы
отечественной классики помогают росту
экологического сознания и формированию
эстетического,
Здесь и далее см.: Н о в и ц к а я М. Ю. Прогулки по Зелёной планете. 5—7 лет. Учебное пособие для образовательных организаций /М.
Ю. Новицкая, Е. В. Мартинкова. — М.: Просвещение, 2020.
1

35

нравственного, гуманного отношения к миру
природы. Издание призвано поддерживать
детскую
любознательность,
игровую
активность,
познавательную
самостоятельность.
Учебное пособие включает 28 занятий.
Организующая и направляющая роль при
работе с пособием отводится взрослому.
Тема каждого разворота может стать творческим импульсом для нескольких занятий в
соответствии
с
интересами
и
возможностями взрослого и детей в
конкретных условиях их местожительства.
При работе с пособием активизируются
внимание, мышление, зрительное и слуховое
восприятие,
память,
наблюдательность.
Многие задания направлены на раз витие речи
и воображения, мелкой моторики, умения
работать в пространстве печатного листа,
способствуют укреплению представлений о
времени (времена года, месяцы, неделя, день
и ночь, знакомство с циферблатом часов).
Целевыми ориентирами познавательного
развития
в
области
ознакомления
с
окружающим миром при использовании
учебного пособия «Прогулки по Зелёной
планете» в соответствии с ФГОС
ДО
являются следующие:
проявляет
инициативу
и
• ребёнок
самостоятельность в
разных
видах
36

•

•

•

деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
ребёнок проявляет любознательность,
задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными
связями; склонен наблюдать, экспериментировать;
ребёнок
обладает
элементарными
представлениями из области живой
природы, естествознания, истории;
ребёнок
способен
к
принятию
собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах
деятельности.

37

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема занятия

Страницы
учебного пособия
«Прогулки
по
Зелёной планете»

1

Мы живём в прекрасном мире!

4—5

2

Какие верные помощники естьу тебя?

6—7

3

Что необходимо всем на свете?

8—9

4

О чём поёт весенний лес?

10—11

5

Чем различаются липа и сосна?

12—13

6

Какие сокровища дарят намрастения?

14—15

7

Почему мы не можем жить безсолнца?

16—17

8

О чём рассказал мотылёк?

18—19

9

Сёстры и братья в мире растений

20—21

10

Путешествуем по звёздным до-рожкам!

22—23

11

Который час по цветочным часам?

24—25

12

Что и как сажают в поле

26—27

13

В Музее под открытым небом

28—29

14

Заглянем в сказку старинногодома

30—31

15

Побываем на сельском подворье

32—33

16

Где можно встретить диких животных?

34—35

17

В гостях у дружной семьи

36—37

38

Продолжение
№
п/п

Тема занятия

Страницы учебного
пособия «Прогулки по
Зелёной планете»

18

Найдём отгадки в нашем доме

38—39

19

Гости из дальних стран

40—41

20

Что растёт в огороде?

42—43

21

Что растёт в саду?

44—45

22

Прогулка после зимы

46—47

23

У какого братца три сестрицы?

48—49

24

Прогулка по шуршащей листве

50—51

25

Под крылом у белой птицы

52—53

26

Чем славятся времена года?

54—55

27

Самый славный — месяц май!

56—57

28

Скоро осень! Скоро в школу!

58—59

39

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
Основная форма организации работы – микрогруппа , игровая, т.к.
именно в игре развиваются творческие способности личности.
При реализации данной дополнительной образовательной программы
применяются словесные, наглядные, игровые и практические приёмы,
методы взаимодействия взрослого и ребёнка (введение игрового персонажа,
подвижные игры, экспериментирование, моделирование, занимательные
упражнения, графические, фонематические, грамматические игры, игры на
развитие внимания, памяти). Используется разнообразный дидактический
материал (подвижная (магнитная) азбука – наборное полотно и карточки с
буквами и цифрами), магнитная доска, предметные картинки для составления
предложений и задач, сюжетные картинки для составления рассказов, рабочие
тетради и др.
2.3 Способы поддержки детской инициативы
В группе созданы условия для мотивации детей к учебной деятельности:
- тематический уголок «Скоро в школу» (глобус, колокольчик, книги про
школьную жизнь, лэпбук «1 сентября»);
- игровое дидактическое пособие по математике;
- магнитная азбука;
- обучающие настольные игры;
- рабочая тетрадь «Я учу звуки и буквы»;
- рабочая тетрадь «Я считаю до 10».
2.4 Взаимодействие с семьями
Форма работы
Родительское собрание с целью выявления будущих первоклассников
Консультации: «Что такое психологическая готовность к школьному
обучению», «Функциональная готовность к обучению в школе», «Режим дня
будущего первоклассника», «Специальная готовность к обучению в школе»,
«Мой ребенок - левша», « С какими трудностями может столкнуться ребенок
в школе», «Игры для подготовки детей к школе».
Родительское собрание «На пороге школы» с приглашением учителя
начальных классов
2.5 Взаимодействие с социумом
Мероприятие
Родительское собрание с приглашением учителя начальных классов.
Посещение школы.
40

3. Организационный раздел
3.1 Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической
диагностики
Цель диагностики: Выявление уровня речевого развития и уровня
развития математических представлений ребенка (начального уровня и
динамики развития, эффективности педагогического воздействия), изучение
личностносоциального поведения.
Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму
детей 5 – 7 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради,
диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития
математических способностей с использованием диагностических игровых
заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка
дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального
поведения с использованием метода наблюдения.
Параметры оценки:
По направлению «Подготовка к обучению грамоте. Развитие речи»:
1. Звуковая сторона и выразительность речи
2. Фонематический слух
3. Уровень развития моторики, графических навыков
4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)
По направлению «ФЭМП»:
1. Общие понятия (свойства предметов, группы (совокупности)).
2. Числа и операции с ними
3. Пространственно-временные представления
4. Геометрические фигуры и величины
3.2 Описание материально-технического обеспечения программы
Материально-техническое обеспечение:
• Оборудованный учебно-игровой кабинет
• Наглядные и раздаточные материалы, в соответствии с программой
предшкольного образования
Информационное обеспечение:
• Учебная и методическая литература, в соответствии с реализуемой
программой
Кадровое обеспечение:
41

Педагог – имеющий образование педагогическое средне – специальное
и высшее.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Наименование
Магнитная азбука
Дидактические настольные игры
Учебное пособие по математике
Предметные картинки
Раздаточный и счетный материал
Рабочие тетради по математике
Рабочие тетради по грамматике

Количество
1
5
1
По каждой теме
На каждого ребенка
На каждого ребенка
На каждого ребенка

Методической базой для определения содержания воспитательнообразовательного процесса явились следующие программы и пособия:
- Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера, 2013;
- Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к
школе» М.. Школьная Пресса, 2010;
- Жукова Н.С. «Букварь», 2012;
- Колесникова Е.В. «Я считаю до 10» Изд-во «Сфера», 2019;
Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста.-Волгоград:
Учитель, 2006;
- Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое
пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост, 2011;
- Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового
анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. Санкт-Петербург,
2015;
- Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. Москва. Национальный книжный центр, 2014;
- Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011;
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва.
Издательство Гоном, 2011;
- Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих
первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера», 2014;
- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО
«Издательство АСТ», 2013;.
- Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись
«Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС», 2013;
- Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20.
Знакомимся со временем. ООО ВК «Дакота», 2012.

42

3.3.

Список литературы

1. Бойкина М. В. Готовимся к школе. Перспектива :
программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / М. В.
Бойкина. — М. : Просвещение, 2021.
2. Б о й к и н а М. В. Развиваем речь. 5—7 лет. Учебное пособие для
образовательных организаций. — М.: Просвещение, 2020.
3. М и р а к о в а Т. Н. Познаём математику. 5—7 лет. Учебное
пособие для
образовательных организаций / Т. Н. Миракова,
О. В. Тюгаева. — М.: Просвещение, 2020.
4. Н о в и ц к а я М. Ю. Прогулки по Зелёной плане- те. 5—7 лет.
Учебное пособие для образовательных организаций / М. Ю.
Новицкая, Е. В. Мартинкова. — М.: Просвещение, 2020.

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».