Доп образовательная программа ВЕСЕЛАЯ АЗБУКА

Содержание:
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка………………………………………………............. 3
1.2. Актуальность…………………………………………………………………. 8
1.3. Основные задачи программы……………………………………………….. 10
1.4. Ожидаемые результаты освоения программы..……………………………. 11
2. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенностей воспитанников …………...……………………. 13
2.2. Содержание программы………………………………………………..…… 19
2.3. Методическое, материально-техническое обеспечение
программы…………………………………………………………………………. 27
3. Организационный раздел
3.1. Организация занятий кружка………………………………………………… 29
3.2. Структура занятия……………………………………………………………. 29
3.3. Календарно–тематическое план кружка «Веселая азбука» 1 год обучения с 3
до 4 лет………………………………….....................................................................29
3.4. Календарно–тематическое план кружка «Веселая азбука» 2 год обучения с 4
до 5 лет……………………………………………………………………………….31
3.5. Календарно–тематическое план кружка «Веселая азбука» 3 год обучения с 5
до 6 лет……………………………………………………………………………….32
3.6. Календарно–тематическое план кружка «Веселая азбука» 4 год обучения с 6
до 7 лет……………………………………………………………………………….35
3.7. Мониторинг усвоения детьми программного материала…………………….37
Используемая литература...........................................................................................38

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, которые так же реализуются через систему
дополнительного образования детей.
Программа разработана в соответствие с ФГОС, с учетом образовательных
потребностей и запросов воспитанников, родителей (законных представителей).
Для успешной реализации программы созданы психолого-педагогические
условия:
уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их
возрастным и индивидуальным способностям (недоступность как ускоренного,
так и искусственного ускорения, так и искусственного замедления);
построение коррекционной образовательной деятельности на основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и
возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его
развития;
поддержка инициативы и самостоятельности детей;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране
и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
-поддержка разнообразия детства;
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
МБДОУ) и детей;
-уважение личности ребенка;
-реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественноэстетическое развитие ребенка;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
3

выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее -индивидуализация дошкольного образования);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничествос семьей;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенкав
различных видах деятельности;
-учет этнокультурной ситуации развития детей.
Программа:
-соответствует принципуразвивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
-сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
-строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа
обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании,
восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания;
-соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии
дошкольников;
-строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей;
-основывается
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного процесса;
-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с
дошкольниками и
ведущим видом их деятельности является игра;
-допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от
региональных особенностей;
-принцип
признания
каждого
ребенка
полноправным
участником
образовательного процесса;
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
-гуманистическая направленность;
-принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
-принцип постепенности подачи учебного материала;
-принцип педагогической конфиденциальности;
4

-принцип занимательности:учитывая несформированность познавательной
деятельности детей, этот принцип необходим для вовлечения их в
целенаправленную
деятельность,
формирования
желания
выполнять
предъявленные требования и стремления к достижению конечного результата;
-принцип новизныпозволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая
интерес кдеятельности путем постановки последовательной системы задач,
максимально активизируя познавательную сферу дошкольника;
-принцип динамичностизаключается в постоянном углублении и расширении
целей по коррекции, обучению, развитию ребенка, т.к. необоснованное
дублирование содержания и задач занятий –одна из причин снижения внимания
и интереса детей к обучению;
-принцип комплексности–это решение любой педагогической, развивающей и
коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния
здоровья, оказывающего влияние на работоспособность, сложности задания,
времени проведения занятия и его формы, интенсивности работы.
Игнорирование одного из этих факторов может привести к отрицательному
результату;
-принцип интеграциизнаний в единое поле деятельности способствует адаптации
к дальнейшей жизни в современном обществе;
-принцип полезноститесно связан с предыдущим и предусматривает не только
получение положительной динамики психофизического развития, но и
практическую пользу: у детей формируются способы адаптации к реальным
условиям жизни (деятельности, поведения, общения);
Среди подходов к формированию программы выделены следующие:
-деятельностный подход –формирование познавательных интересов и
познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности; содействие и
сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником
(субъектом) образовательных отношений; ребенок вооружается системой
интеллектуальных и практических навыков и умений, которые влияют на
формирование национального характера личности, закрепление в ней лучших
качеств.
-личностный подход -предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него
осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее
воздействие.
-индивидуальный подход –комплекс действий педагога, направленный на выбор
методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом
индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей
воспитанников. Индивидуальный подход предусматривает обеспеченность для
5

каждого ребенка сохранения и укрепления здоровья, психического
благополучия, полноценного физического воспитания. Педагогический процесс
осуществляется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников
(темперамента, характера, способностей, мотивов, интересов и пр.), в
значительной мере влияющих на их поведение в различных жизненных
ситуациях;
-когнитивный -ребенок овладевает знаниями о природе, обществе, способах
деятельности, присущих его народу. Это развивает этническую идентичность,
формирует чувство национального достоинства и гордости от осознания
принадлежности к своему народу;
-аффективный -ребенок накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к
окружающему миру, к людямдругой национальности. Это развивает способность
быть активным участником межкультурного диалога;
-креативный -ребенок накапливает творческий опыт освоения народной
культуры, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и
деятельности в современном обществе.
Основу программы составляют нормативно-правовые документы:
Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в
соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Федерального Закона «Об
образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования";
• Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г., №06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N
2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников");
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(СанПиН) 2.4.1.3049-13 (Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций");
6

• Изменения в СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций" (утв. постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. N 41).
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему
образованию Министерства образования РФ 17.06.2003 г.;
• Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989);
• Устав МБДОУ детский сад № 54.

7

1.2. Актуальность
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте
принимают
участие
различные анализаторные системы: зрительная,
речеслуховая, речедвигательная.
Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв.
На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и
осуществляется воспроизведение звукового образа слова - его прочитывание.
Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется
понимание читаемого.
Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а
слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания
слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без
сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности.
Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет
преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.
Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только
одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать
умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он
сталкивается в жизни.
Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для
ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и
привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном
действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие
согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на
письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек,
карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.
Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне
индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и
целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению
словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений
слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных
моментов образования, так как является частью процесса речевого развития.
Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения
информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы
школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток
информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в
школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к
новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации
в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения
навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из
компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом,
8

необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению,
продиктована потребностями общественного развития и формирования личности
ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

9

1.3. Основные задачи программы
Цель Программы – обучения чтению дошкольников.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи
программы:

Овладение умением работать с полным составом звуков и букв
русского языка.

Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию
слоговых сочетаний – чтению.

Применение полученных знаний, умений и навыков в
познавательной деятельности.

Воспитание культуры общения, которая способствует умению
излагать свои мысли, чувства, переживания.
Программа предназначена для детей 3 – 7 лет.
Срок реализации данной программы рассчитан на четыре года обучения.

10

1.4. Ожидаемые результаты
Результаты освоения образовательной программы представлены в виде
целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры
дошкольного образования определяются независимо от характера программы,
форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или
психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными
достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные в ФГОС ДО,
являются общими для всего образовательного пространства Российской
Федерации. Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и
задачах данной программы.
Работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть,
иллюстрированным
наглядным
материалом,
игровые,
занимательные
упражнения, упражнения для развития моторики. Программа предполагает
обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя
овладевать задачами дошкольного обучения.
Планируемые результаты освоения программы в младшей группе
Ребёнок знает и умеет:
 - Произносит все гласные звуки русского языка.
 - Вслушивается в звучание слова, договаривает слово до конца.
 - Обводит букву по контуру разными методами.
 - Соотносит пройденные буквы.
 - Понимает и выполняет учебную задачу.
 - Отгадывает загадки с опорой на картинку.
 - Находит потерявшуюся картинку.
 - Слышит заданный звук и выделяет его.
Планируемые результаты освоения Программы
в средней группе
Ребёнок знает и умеет:
 - Определяет место звука в слове: в начале, середине, в конце.
 - Знает пройденные буквы.
 - Вслушивается в звучание слова, узнает и называет заданные звуки.
 - Рисует, обводит печатные буквы, используя образец.
 - Понимает и выполняет учебную задачу.

11

Планируемые результаты освоения программы в старшей группе
Ребёнок знает и умеет:
 - Понимает и использует в речи термины «звук», «буква».
 - Использует условное обозначение звуков: гласные - красный квадрат,
твёрдые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат.
 - Читает слоги, короткие слова.
 - Пишет печатные буквы, короткие слова.
 - Выполняет фонетический разбор слов.
 - Анализ и синтез слов.
 - Делит слова на слоги.
 - Понимать и выполнять учебную задачу.
Планируемые результаты освоения программы в подготовительной к
школе группе
Ребёнок знает и умеет:
 - Понимать и использовать в речи термины
«слог», «слово»,
«предложение».
 - Понимает и выделяет начало и конец предложения.
 - Рисует схему предложения.
 - Составляет предложения по опорному слову.
 - Пишет предложение под диктовку.
 - Выполняет звуко-буквенный анализ без опоры на слово.
 - Читает и понимает смысл прочитанного.

12

2. Содержательный раздел
2.1. Возрастные особенностей детей
Характеристика речевого развития детей 4-ого года жизни
В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все
части речи, где самое большое количество представляют существительные и
глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия,
постепенно появляются прилагательные, наречия. Количество слов, которыми
оперирует ребенок, составляет 1900. Совершенствуется звукослоговая структура
слов. Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают
грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный
падежи имен существительных, изменение основы глагола и т. д.). Дети
осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как
простыми так и сложными. Им доступна простая форма диалогической речи, но
чаще эта речь ситуативна. Дети подводятся к составлению связных
высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого
(«Курочка ряба», «Колобок»). К четырем годам при нормальных условиях
развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки,
слова, его речь становится понятна окружающим. Ребенок с хорошей речью
легко вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить
свои мысли, желания. Вовремя нескорректированные дефекты в произношении
также затрудняют контакт со сверстниками и взрослыми.
Наблюдаются следующие особенности произношения:
- согласные произносятся смягченно («зюк» - жук, «сярик» - шарик);
- свистящие звуки «С», «3», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто вообще
не произносятся («абака» - собака), заменяются: «С-Ф» («фолнце» - солнце), «3В» («ваяц» - заяц), «Ц-ф» («фапля» - цапля), «С-Т» («тобака» -собака), «3-Д»
(«донт» - зонт), «Ц-Т» («тветок» - цветок);
- шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто
заме-няются свистящими: «Ш-С-Ф» («сапка», «фапка» - шапка; «коска»,
«кофка» -кошка), «Ж-З-В» («зук», «вук» —жук), «Ч-ТЬ-Ц» («оцки», «отьки» очки), «Щ-СЬ-ТЬ» («сетка», «тетка» - щетка);
- звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («лямпа»; «ямпа» лампа, «ыба», «лыба» - рыба).
Имеются особенности и в звукослоговой структуре слов:
- сокращение («тул» - стул; «весипед» -велосипед);
- перестановки («шапля» - шляпа; «кор-вик» - коврик);
- уподобление одного звука другим («ба-бака» - собака);
13

- слияние («Мафеда» вместо Мария Федоровна);
- добавление звуков («реблята» - ребята).
С учетом этих особенностей и строится работа с детьми 3-4 лет по развитию
звуковой культуры речи, с тем чтобы эти особенности устранить, если они
имеются, а если их нет, подготовить ребенка к следующему этапу обучения развитию фонематического слуха.
Характеристика речевого развития детей 5-ого года жизни
Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной
монологической речи.
Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования,
начинается взрыв словотворчества.
Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества
предметов, производимые с ним действия, дети могут определить назначение
предмета, функциональные признаки (мяч – это игрушка; в него играют). Дети
начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают
предметы и явления употребляют обобщающие слова ( существительные с
собирательным значением).
В этом возрасте увеличивается речевая активность ребенка, на пятом году
начинается возраст «почемучек». Запас слов довольно внушителен, дети
употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и
сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными
предложениями и вводят в речь вводные конструкции. Средние дошкольники
осваивают умение строить разные типы высказывания – описание и
повествование.
Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуется
понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений,
звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы ребенку для
развития связной речи.
Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все
дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки (Р,Рь, Л,ЛЬ), у
некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.
Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они
могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение
значения слова вызывает у многих детей затруднение..
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по величине,
подбирают не только действия к предмету (лейка…, утюг…, молоток…, нужны
для того, чтобы…), но и предметов к тому или иному действию.
14

У детей появляется желание уточнить значения слов, составлять из слов
словосочетания и предложения. Дети учатся различать и подбирать слова,
близкие и противоположные по смыслу(синонимы и антонимы).
В среднем возрасте расширяется, круг грамматических явлений.
Упражняются дети и в понимании и употреблении предлогов пространственного
значения ( в, под, между, около).
Дети учатся соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти
названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже
множественного числа (утенок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата – нет
зайчат). Дети замечают несовпадение звучания названий слов и производных
слов (сахарница, салфетница, но масленка и солонка).
Следя за действиями игрушек, дети обучаются правильному образованию
глаголов (залезла – вылезла; прыгнула – подпрыгнула; принесла – унесла).
В среднем возрасте ребенок уже способен пересказать небольшую сказку или
маленький рассказик, составить небольшой описательный рассказик.
Продолжают формироваться навыки повествовательной речи.
Параллельно с этим развивается и интонационный синтаксис – умение строить и
произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные,
восклицательные).
Таким образом, игры и упражнения, предлагаемые для детей, решают в
комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи,
формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной
речи).
Характеристика речевого развития детей 6-ого года жизни
1. Звукопроизношение. У большинства детей в этом возрасте улучшается
звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], шипящие
звуки [ш, ж, ч], нарушенными, как правило остаются соноры [л, р]
2. Фонетическая сторона речи. Ребенок способен произносить все звуки, речь
отчетливая. Читает стихи. Регулирует громкость голоса и темп речи при разных
обстоятельствах пользуется повествовательной, вопросительной интонациями.
Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении
3. Грамматический строй речи. Использует все части речи. Задает много
вопросов. Активен в словотворчестве. Правильно употребляет падежные
окончания существительных и прилагательных. Согласует числительные с
существительными и прилагательными в роде и падеже. Способен устанавливать
и отражать в речи причинно-следственные связи. Употребляет сложно15

подчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к
своей речи.
4. Лексическая сторона речи. Свободно пользуется обобщающими словами,
группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторон;
речи ребенка (синонимы антонимы оттенки значений слов, выбор точных,
подходящих выражений, употребление слов в разных значениях).
5. Связная речь. Хорошо понимает прочитанное, отвечает па вопросы по
содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует
синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе.
Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких
игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию,
развязку. Способен выходить за рамки реального вообразив предшествовавшие и
последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но
и детали, частности.
Характеристика речевого развития детей 7-ого года жизни
У ребенка седьмого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь.
Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки,
рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он
был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть
содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо
знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует
свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее
важные
часто
опускает.
В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в
школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка.
Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме
доступных для него понятий. Первые предложения ребенка-дошкольника
отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые
нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и
сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую
ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и
действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные
предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения,
обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и
формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции
предложений, появляются придаточные конструкции с союзами "потому что",
"если", "когда" и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у
16

ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется
диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в
процессе
игры.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка
закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна
являться
предметом
особой
заботы
со
стороны
взрослых.
У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и
обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический
строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка,
поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных
случаях до 10 тысяч слов . Преобладают в словаре существительные, глаголы,
качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных
по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что
ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные
свойства
конкретных
предметов
и
явлений.
Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в
окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает
впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания
взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются
анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать
выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их
речи. А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым
на
личностные
темы.
На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном
отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При
пересказах,
описаниях предметов
отмечаются
четкость
изложения,
завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно
давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки,
пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые
могли
бы
произойти
до
или
после
увиденного.
В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные
предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные,
противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения
включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети
правильно
согласовывают
между
собой
слова
(например,
имена
существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные
окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении
несклоняемых
существительных).
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает
17

довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка,
четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации
может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом
содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы
литературного произношения; пользуется интонационными средствами
выразительности.

18

2.2. Содержание программы.
Содержание программы
позволяет в занимательной игровой форме
усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и
особенности.
Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является
хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы
используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие,
внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со
сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками,
их правильной артикуляцией.
В структуру каждого занятия входят также различные игры,
способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.
Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами
соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием
о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала. Сказочный
сюжет и необычные игровые ситуации подкрепляют интерес ребенка к изучению
звуков и букв.
Программа направлена не только на конечный результат - умение читать,
но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, его комфортное
пребывание в мире, толерантное отношение к окружающим.
Программный материал систематизирован и изучается в определенной
последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению
знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.
Важным условием реализации программы является психологопедагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной
атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.
Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен
ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для
него условиях обучения.
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья
происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со
звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание
узнавать новое.
Работа со звуком и буквой
Прежде чем приступить к изучению звуков и букв, проводятся
подготовительные занятия на развитие речевого и фонематического слуха;
активизация познавательных процессов.
Затем начинается процесс ознакомления со звуками и обозначаемыми им
графическими элементами – буквами.
Последовательность элементов занятия:
1. Чтение загадки, рассматривание иллюстраций.
2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные
звуки – это элементы артикуляционной гимнастики). Если некоторые
дошкольники еще не выговаривают какие-либо звуки или произносят их
19

неправильно, данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка,
подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков.
Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7
раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.
3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его
правильной артикуляции.
4. Затем дошкольников знакомятся с характеристикой звука: какой он –
гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой. Необходимо
опираться на тактильный, слуховой, зрительный и двигательный анализаторы
при знакомстве с характеристиками звука.
Сначала педагог объясняет, как можно узнать, какой это звук:
- при произнесении гласного звука воздух изо рта выходит легко и
свободно, ему ничего не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык, то есть воздух не
встречает никакой преграды, препятствия. Горлышко всегда «гудит» — ребенок
дотрагивается тыльной стороной ладони до горла, чтобы почувствовать эту
вибрацию. Если дети не чувствуют, как «гудит» горлышко, помогите им:
приложите одну руку ребенка к своему горлу, а другую — к его, произнесите
звук [Ф] или [С] — горлышко не «гудит» (не вибрирует – голосовые связки не
работают), а затем произнесите гласный звук [А] — горлышко «загудит»
(голосовые связки вибрируют). Малыш чувствует, как «работает» ваше
горлышко, старается повторить звуки так же, ладонью ощущая вибрацию своих
голосовых связок;
- при произнесении согласного звука воздуху всегда мешают выходить
свободно изо рта либо губы, либо губы и зубы, либо язык (воздух встречает
преграду, препятствие на своем пути).
Для того чтобы определить звонкость-глухость согласного звука,
используйте тот же прием с горлышком — если горлышко «гудит», значит, звук
звонкий, если не «гудит» — глухой. Можно прижимать ладошки к ушам: если
уши «гудят», значит, звук звонкий, если не «гудят» — глухой.
- определить твердость-мягкость звука, предложите ребенку обратить
внимание на губы: при произнесении мягкого согласного звука губы
«улыбаются». Произнесите перед зеркалом твердый звук [Ф] (губы находятся в
нейтральном положении), а затем произнесите мягкий звук [Ф'] (губы
растянулись в улыбке). Можно «помочь» кулачком: при произнесении твердого
звука нужно сильно сжать кулачок, при произношении мягкого звука сжать
кулачок слабо.
Затем ребенок сам перечисляет все характеристики звука, используя
предложенные приемы.
5. Затем на занятиях вводятся и применяются игры с новым звуком,
развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и
представление). Используя эти игры на каждом занятии, педагог готовит речевой
слух дошкольников к усвоению навыков чтения.
6. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква.
Используется стихотворение про букву.
20

7. Используемые приемы закрепления образа буквы:
- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;
- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек,
шнурков или других предметов;
- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой
крупе.
- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли,
гороха, гречи на столе;
- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы
из мешочка и называть их.
- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони,
а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми
глазами.
8. В конце занятия дошкольники читают слоги с изучаемой буквой
(слитно, не разделяя слог на отдельные звуки). Если дети уже хорошо
справляются с этим заданием, можно постепенно переходить к чтению слов.
Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению
Осуществление полноценного образовательного процесса обучения
чтению невозможно без включения и активного участия родителей
дошкольников.
Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует
ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных
на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних
условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса
обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико–
синтетического слияния звуко–буквенных сочетаний.
Основные правила для родителей по организации домашних занятий с
дошкольниками в процессе обучения чтению:
1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная
форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение
дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в
обстановке увлекательного дела.
2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и
пособия.
3. Важна не длительность занятий, а их частота.
4. Будьте последовательными в обучении чтению.
5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок
дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.
6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь
ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в
согласовании слов,
в слоговой
структуре
слов или дефектами
звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.
7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического
напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные
21

упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная
игра).
8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать
и не уметь! Будьте терпеливы!
9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп
освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.
10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения
чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые
соответствуют его индивидуальным особенностям.
11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое
настроение: такие занятия не принесут успеха!
Тематическое планирование
Младшая группа
1. Знакомство с органами артикуляционного аппарата
2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
3. Буква А
4. Буква О
5. Буква У
6. Буква Ы
7. Буква И
8. Буква Э
9. Буквы А-У
10. Буквы О-У
11. Буквы И-Ы
12. Буквы О-Э
13. Гласные буквы
14. Буква М
15. Буква Н
16. Буква П
17. Буква Б
18. Буква Ф
19. Буква В
20. Буква Д
21. Буква Т
22. Буква К
23. Буква Г
24. Буква Х
25. Буква С
26. Буква З
27. Буква Ц
22

28.
29.
30.
31.
32.
33.

Буква Ш
Буква Ж
Буква Щ
Буква Ч
Игры с пройденными буквами
Игры с пройденными буквами

Средняя группа
1. В мире звуков
2. Звуковые замки
3. Звук и буква А
4. Звук и буква О
5. Звук и буква У
6. Звук и буква Ы
7. Звук и буква Э
8. Игры с гласными
9. Звук и буква М
10. Звук и буква Н
11. Звук и буква Б
12. Звук и буква П
13. Звук и буква Ф
14. Звук и буква В
15. Звук и буква Н
16. Звук и буква К
17. Звук и буква Г
18. Звук и буква Х
19. Звук и буква С
20. Звук и буква З
21. Звук и буква Ц
22. Звук и буква Ш
23. Звук и буква Ж
24. Звук и буква Ч
25. Звук и буква Щ
26. Звук и буква Л
27. Звук и буква Р
28. Звук и буква Й
29. Буква Е
30. Буква Ё
31. Буква Ю
23

32. Буква Я
33. Игры с буквами

Старшая группа
1. В мире звуков
2. Звуковые замки
3. Звук и буква А
4. Звук и буква У
5. Звук и буква АУ, УА. Чтение гласных
6. Звук и буква И
7. Звук и буква ИА, АИ. Чтение гласных
8. Звук и буква О. Чтение гласных
9. Звук и буква Ы. Чтение гласных
10. Звук и буква М. Чтение слогов.
11. Звук и буква Н. Чтение слогов. Деление на слоги
12. Звук и буква Х. Чтение слогов. Деление на слоги
13. Звук и буква К. Чтение слогов. Деление на слоги
14. Звук и буква Т. Чтение и письмо коротких слов. Понятие слог.
15. Звук и буква П. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
16. Звук и буква В. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
17. Звук и буква Г. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
18. Звук и буква Б. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
19. Звук и буква Д. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
20. Звук и буква Е. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
21. Звук и буква Ф. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
22. Звуки и буквы Д-Т. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление
на слоги
24

23. Звуки и буквы П-Б. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление
на слоги
24. Звуки и буквы В-Ф. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление
на слоги
25. Звук и буква С. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
26. Звук и буква Й. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
27. Звук и буква З. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
28. Звук и буква Л. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
29. Звук и буква Ш. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
30. Звук и буква Ж. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
31. Звук и буква Ё. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
32. Звук и буква Я. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
33. Звук и буква Ч. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
34. Звук и буква Э. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
35. Звук и буква Щ. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги
36. Звук и буква Ю. Чтение и письмо слогов и коротких слов. Деление на
слоги

Подготовительная группа.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Повторение гласных звуков
Понятия звук, буква, слово, предложение
Предложение. Точка в предложении. Заглавная буква.
Звук и буква М. Чтение, письмо. Предложение
Звук и буква Н. Чтение, письмо. Предложение
Звук и буква Х. Чтение, письмо. Предложение
25

7. Звук и буква К. Чтение, письмо. Предложение
8. Звук и буква Т. Чтение, письмо. Предложение
9. Звук и буква П. Чтение, письмо. Предложение
10. Звук и буква В. Чтение, письмо. Предложение
11. Звук и буква Г. Чтение, письмо. Предложение
12. Звук и буква Б. Чтение, письмо. Предложение
13. Звук и буква Д. Чтение, письмо. Предложение
14. Звук и буква Е. Чтение, письмо. Предложение
15. Звук и буква Ф. Чтение, письмо. Предложение
16. Звуки и буквы Д-Т. Чтение, письмо. Предложение
17. Звуки и буквы П-Б. Чтение, письмо. Предложение
18. Звуки и буквы В-Ф. Чтение, письмо. Предложение
19. Звук и буква С. Чтение, письмо. Предложение
20. Звук и буква Й. Чтение, письмо. Предложение
21. Звук и буква З. Чтение, письмо. Предложение
22. Звук и буква Л. Чтение, письмо. Предложение
23. Звук и буква Ш. Чтение, письмо. Предложение
24. Звук и буква Ж. Чтение, письмо. Предложение
25. Правило Жи-Ши.
26. Звук и буква Ё. Чтение, письмо. Предложение
27. Звук и буква Я. Чтение, письмо. Предложение
28. Звук и буква Ч. Чтение, письмо. Предложение
29. Звук и буква Щ. Чтение, письмо. Предложение
30. Правило Ча-Ща, Чу-Щу
31. Звук и буква Ю. Чтение, письмо. Предложение
32. Игры со словами.

26

2.3. Методическое обеспечение.
1. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые
упражнения. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 2005.
3. Воспитание у детей правильного произношения/ Фомичёва М.Ф. – М.:
Просвещение, 1989.
4. Волшебный мир звуков и слов/Пожиленко Е.А. – М.: Гуманитар. Центр
ВЛАДОС, 2003.
5. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков/И.Г. Сухин. – Ярославль:
Академия развития, 2007.
6. Домашние задания для детей средней группы логопедической группы ДОУ /
Жохина О.В., Лебедева Е.С. – М., 2010.
7. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. / У.М. Сидорова. – М.:
ТЦ Сфера, 2008.
8. Занимательное азбуковедение. Материалы для занятий с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста. / Г.П. Попова, В.И. Усачева. – Волгоград:
Учитель, 2007.
9. Забавные чистоговорки. Мы говорим правильно / Куликовская Т.А. – М.: Изд.
«Гном – Пресс», 1999.
10. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет./ О.Е. Громова, Г.Н.
Соломатина.
11. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов
у детей. / Агранович З.Е. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
12. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. /
Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Т. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004.
13. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у
детей./Милостивенко Л.Г. – СПб.,фирма «Стройлеспечать», 1995.
14.«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в младшей
логопедической группе детского сада» Нищевой Н. В. -издательство «СПб.:
Детство – ПРЕСС: 2007.
15.Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Нищева Н.В.;
16.Н. В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраст ББК 74.102 Н71
Нищева Н. В. Н71 Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная
программа.
17.Формируем навыки чтения. Цуканова С.П.
27

18.100 физкульминуток на логопедических занятиях. / Метельская Н.Г. – М.: ТЦ
Сфера, 2007.

Материально-техническое обеспечение программы
предметные картинки для артикуляционной гимнастики;
предметные картинки на звукоподражание;
предметные картинки с изучаемыми звуками;
сюжетные картинки для составления предложений и рассказов с изучаемыми
звуками;
Слоговые таблицы Калининой;
Демонстрационные таблицы по обучению грамоте и развитию техники чтения;
2. Предметы для развития мелкой моторики пальцев рук:
конструктор;
мозаика;
штриховка;
счетные палочки;
игры с карандашом, бусами, орехами;
природный материал для выкладывания букв и т. д.
пластилин
3. Материал для формирования правильного речевого дыхания.
4.Предметы для развития слухового внимания:
бубен;
молоток;
погремушка;
колокольчик;
неваляшка;
бумага;
барабан.
6. Игрушки, используемые на занятиях.

28

3. Организационный раздел
3.1. Организация занятий кружка
Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, продолжительность непрерывной
образовательной деятельности для детей:
Первый год обучения (3-4 года) - 2 раза в неделю по 15 минут. В группе не более
15 человек.
Второй год обучения (4-5 лет) - 2 раза в неделю по 20 минут. В группе не более
15 человек.
Третий год обучения (5-6 лет) - 2 раза в неделю по 25 минут. В группе не более
15 человек.
Четвертый год обучения (6-7 лет) - 2 раза в неделю по 30 минут. В группе не
более 15 человек.

3.2. Структура занятия
1. Организационный момент
2. Объявление темы
3. Знакомство с новым звуком
4. Характеристика звука
5. Развитие фонематического восприятия
6. Физминутка
7. Буква.
8. Составление слов и слогов
9. Конструирование буквы (письмо, аппликация, выкладывание буквы
разными способами)
10. Чтение и письмо
11. Итог.
3.3. Календарно–тематическое план кружка «Веселая азбука» 1 год
обучения с 3 до 4 лет
Месяц
сентябрь

Октябрь

Тема
Знакомство
с
органами
артикуляционного аппарата
Артикуляционная и пальчиковая
гимнастика
Буква А
Буква О
29

Количество занятий
1
1
2
2

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Буква У
Буква Ы
Буква И
Буква Э
Буквы А-У
Буквы О-У
Буквы И-Ы
Буквы О-Э
Гласные буквы
Буква М
Буква Н
Буква П
Буква Б
Буква Ф
Буква В
Буква Д
Буква Т
Буква К
Буква Г
Буква Х
Буква С
Буква З
Буква Ц
Буква Ш
Буква Ж
Буква Щ
Буква Ч
Игры с пройденными буквами
Игры с пройденными буквами

30

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

3.4. Календарно–тематическое план кружка «Веселая азбука» 2 год
обучения с 4 до 5 лет
Месяц
сентябрь
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Тема
В мире звуков
Звуковые замки
Звук и буква А
Звук и буква О
Звук и буква У
Звук и буква Ы
Звук и буква Э
Игры с гласными
Звук и буква М
Звук и буква Н
Звук и буква Б
Звук и буква П
Звук и буква Ф
Звук и буква В
Звук и буква Н
Звук и буква К
Звук и буква Г
Звук и буква Х
Звук и буква С
Звук и буква З
Звук и буква Ц
Звук и буква Ш
Звук и буква Ж
Звук и буква Ч
Звук и буква Щ
Звук и буква Л
Звук и буква Р
Звук и буква Й
Буква Е
Буква Ё
Буква Ю
Буква Я
Игры с буквами
31

Количество занятий
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

3.5. Календарно–тематическое план кружка «Веселая азбука» 3 год
обучения с 5 до 6 лет
Месяц
сентябрь
Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Тема
В мире звуков
Звуковые замки
Звук и буква А
Звук и буква У
Звук и буква АУ,
УА.
Чтение
гласных
Звук и буква И
Звук и буква ИА,
АИ.
Чтение
гласных
Звук и буква О.
Чтение гласных
Звук и буква Ы.
Чтение гласных
Звук и буква М.
Чтение слогов.
Звук и буква Н.
Чтение
слогов.
Деление на слоги
Звук и буква Х.
Чтение
слогов.
Деление на слоги
Звук и буква К.
Чтение
слогов.
Деление на слоги
Звук и буква Т.
Чтение и письмо
коротких
слов.
Понятие слог.
Звук и буква П.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква В.
Чтение и письмо
32

Количество занятий
1
1
2
2
2

2
2

2
2
2
2

2

2

2

2

2

Февраль

Март

слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Г.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Б.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Д.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Е.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Ф.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звуки и буквы Д-Т.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звуки и буквы П-Б.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звуки и буквы ВФ. Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква С.
33

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Апрель

Май

Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Й.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква З.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Л.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Ш.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Ж.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Ё.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Я.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
Звук и буква Ч.
Чтение и письмо
слогов и коротких
слов. Деление на
слоги
34

2

2

2

2

2

2

2

2

3.6. Календарно–тематическое план кружка «Веселая азбука» 4 год
обучения с 6 до 7
Месяц
сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Тема
Повторение
гласных звуков
Понятия
звук,
буква,
слово,
предложение
Предложение.
Точка
в
предложении.
Заглавная буква.
Звук и буква М.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Н.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Х.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква К.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Т.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква П.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква В.
Чтение, письмо.
Предложение
Звук и буква Г.
Чтение, письмо.
Предложение
Звук и буква Б.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Д.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Е.
35

Количество занятий
1
1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Январь

Февраль

Март

Апрель

Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Ф.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звуки и буквы Д-Т.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звуки и буквы П-Б.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звуки и буквы ВФ. Чтение, письмо.
Предложение
Звук и буква С.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Й.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква З.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Л.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Ш.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Ж.
Чтение,
письмо.
Предложение
Правило Жи-Ши.
Звук и буква Ё.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Я.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Ч.
Чтение,
письмо.
Предложение
Звук и буква Щ.
Чтение, письмо.
36

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2

2

Май

Предложение
Правило Ча-Ща,
Чу-Щу
Звук и буква Ю.
Чтение, письмо.
Предложение
Игры со словами.
Повторение
гласных звуков

2
2

2
2

3.7. Мониторинг усвоения детьми программного материала
Критериями оценивания речевого развития явились фонематические
процессы, узнавание и соотнесение звука буквой, умение читать слоги, слова,
предложения, умение делить на слоги. Знать понятия: гласный звук, согласный
твердый, согласный мягкий звук, слог, слово, предложение.
Для мониторинга используется литература:
1. Волшебный мир звуков и слов. Пожеленко Е.А., - М.: ВЛАДОС, 1999
2. 550 упражнений для развития речи. Лопухина И.С., Санкт-Петербург, 2004
3. Звуки и буквы. Иншакова О.Б., - М.: Гуманитар. изд. ВЛАДОС, 2010

37

Используемая литература
1. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманитар.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно – голосовые
упражнения. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 2005.
3. Воспитание у детей правильного произношения/ Фомичёва М.Ф. – М.:
Просвещение, 1989.
4. Волшебный мир звуков и слов/Пожиленко Е.А. – М.: Гуманитар. Центр
ВЛАДОС, 2003.
5. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков/И.Г. Сухин. – Ярославль:
Академия развития, 2007.
6. Домашние задания для детей средней группы логопедической группы ДОУ /
Жохина О.В., Лебедева Е.С. – М., 2010.
7. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. / У.М. Сидорова. – М.:
ТЦ Сфера, 2008.
8. Занимательное азбуковедение. Материалы для занятий с детьми дошкольного
и младшего школьного возраста. / Г.П. Попова, В.И. Усачева. – Волгоград:
Учитель, 2007.
9. Забавные чистоговорки. Мы говорим правильно / Куликовская Т.А. – М.: Изд.
«Гном – Пресс», 1999.
10. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет./ О.Е. Громова, Г.Н.
Соломатина.
11. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов
у детей. / Агранович З.Е. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
12. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. /
Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Т. Шишкова. – М.: Книголюб, 2004.
13. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у
детей./Милостивенко Л.Г. – СПб.,фирма «Стройлеспечать», 1995.
14.«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в младшей
логопедической группе детского сада» Нищевой Н. В. -издательство «СПб.:
Детство – ПРЕСС: 2007.
15.Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Нищева Н.В.;
16.Н. В. Нищева Обучение грамоте детей дошкольного возраст ББК 74.102 Н71
Нищева Н. В. Н71 Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная
программа.
17.Формируем навыки чтения. Цуканова С.П.
38

18.100 физкульминуток на логопедических занятиях. / Метельская Н.Г. – М.: ТЦ
Сфера, 2007.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».