1
№ п/п
1
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
Содержание
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста
1.2
Планируемые результаты реализации Программы
1.2.1
Планируемые результаты в младенческом возрасте (к
одному году)
1.2.2
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам)
1.2.3
Планируемые результаты в дошкольном возрасте:
1.2.3.1 к четырем годам
1.2.3.2 к пяти годам
1.2.3.3 к шести годам
1.2.4
планируемые результаты на этапе завершения освоения
Программы (к концу дошкольного возраста)
1.3
Развивающее оценивание качества образовательной
деятельности по Программе (педагогическая диагностика достижения планируемых результатов)
1.4
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
2
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Задачи и содержание образования (обучения и
воспитания) по образовательным областям
2.2
Социально-коммуникативное развитие
2.2.1
От 2 месяцев до 1 года
2.2.2
От 1 года до 2 лет
2.2.3
От 2 лет до 3 лет
2.2.4
От 3 лет до 4 лет
2.2.5
От 4 лет до 5 лет
2.2.6
От 5 лет до 6 лет
2.2.7
От 6 лет до 7 лет
2.2.8
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
2.3
Познавательное развитие
2.3.1
От 2 месяцев до 1 года
2.3.2
От 1 года до 2 лет
2.3.3
От 2 лет до 3 лет
2.3.4
От 3 лет до 4 лет
2
Стр.
5
5
6
8
9
19
19
20
21
21
23
25
27
32
6,7,30
35
35
37
37
37
38
39
42
46
50
55
60
60
61
62
64
2.3.5
2.3.6
2.3.7
2.3.8
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5
2.4.6
2.4.7
2.4.8
2.5
2.5.1
2.5.2
2.5.3
2.5.4
2.5.5
2.5.6
2.5.7
2.5.8
2.6
2.6.1
2.6.2
2.6.3
2.6.4
2.6.5
2.6.6
2.6.7
2.6.8
2.7
2.8
2.9
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 6 лет до 7 лет
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
Речевое развитие
От 2 месяцев до 1 года
От 1 года до 2 лет
От 2 лет до 3 лет
От 3 лет до 4 лет
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 6 лет до 7 лет
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие»
Художественно-эстетическое развитие
От 2 месяцев до 1 года
От 1 года до 2 лет
От 2 лет до 3 лет
От 3 лет до 4 лет
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 6 лет до 7 лет
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Физическое развитие
От 2 месяцев до 1 года
От 1 года до 2 лет
От 2 лет до 3 лет
От 3 лет до 4 лет
От 4 лет до 5 лет
От 5 лет до 6 лет
От 6 лет до 7 лет
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие»
Взаимодействие взрослых с детьми (вариативные
формы, способы, методы и средства реализации Программы)
Особенности образовательной деятельности разных
видов и культурных практик
Способы и направления поддержки детской инициативы
3
66
68
70
72
77
77
78
80
81
84
87
90
93
94
94
95
97
100
107
115
124
135
141
141
142
143
145
148
152
157
164
166
170
175
2.10
2.11
2.12
2.13
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.4.1
3.4.2
3.4.3
3.4.4
3.4.5
3.5
3.6
3.7
4.
Особенности взаимодействия педагогического кол179
лектива с семьями обучающихся
Программа
(направления)
коррекционно183
развивающей работы
Рабочая программа воспитания
190
Часть, формируемая участниками образовательных 35,55,72,93,
отношений
135, 164
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
228
Психолого-педагогические условия реализации про228
граммы
Особенности организации развивающей предметно229
пространственной среды.
Материально-техническое обеспечение Программы,
231
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Перечень литературных, музыкальных, художе245
ственных, анимационных произведений для реализации Программы
Перечень художественной литературы
245
Перечень музыкальных произведений
254
Перечень произведений изобразительного искусства
262
Перечень анимационных произведений
263
Часть, формируемая участниками образовательных
266
отношений
Кадровые условия реализации Программы
268
Режим и распорядок дня в дошкольных группах
270
Календарный план воспитательной работы
277
Краткая презентация программы
284
4
4.Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ-детский сад № 54
Общие сведения
Образовательная программа дошкольного образования (далее — Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО), утвержденного приказом
Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО), утвержденной
приказом Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028и (далее — ФОП ДО).
Цель Программы:
разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических
и национально-культурных традиций.
Задачи Программы:
обеспечить единое содержание ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщить детей к базовым ценностям российского народа — жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения
к окружающему миру, становления опыта действий и поступков
на основе осмысления ценностей;
структурировать содержание образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств
и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих
5
способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности
и ответственности;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения
и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения
их безопасности;
обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный. Дополнительным разделом является краткая презентация
основных сведений из Программы для родителей воспитанников.
Целевой раздел
Включает в себя пояснительную записку и планируемые
результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых
ориентиров образования в раннем детстве, целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребенка на этапе завершения
уровня дошкольного образования. Также входят подходы
к проведению педагогической диагностики достижений
планируемых результатов и значимые для разработки
и реализации Программы характеристики — особенности
развития детей
Содержательный
раздел
Включает задачи и содержание образовательной деятельности для всех возрастных групп по пяти образовательным
областям. Также в разделе описаны:
формы, способы, методы реализации программы;
особенности образовательной деятельности разных
видов и культурных практик;
способы поддержки детской инициативы;
взаимодействие
педагогического
коллектива
с семьями;
коррекционно-развивающая работа;
рабочая программа воспитания
Организационный В организационный раздел включают:
6
раздел
психолого-педагогические условия реализации
Программы;
особенности организации развивающей предметнопространственной среды;
материально-техническое обеспечение Программы
и обеспеченность методическими материалами
и средствами обучения и воспитания;
примерный перечень литературных, музыкальных,
художественных, анимационных произведений для
реализации Программы;
кадровое обеспечение;
режим и распорядок дня в возрастных группах;
календарный план воспитательной работы
Организация режима пребывания детей в детском саду
Режим работы: 10,5-часовое пребывание воспитанников при 5-дневной
рабочей неделе.
Работа по реализации Программы проводится в течение года и делится
на два периода:
первый период (с 1 сентября по 31 мая);
второй период (с 1 июня по 31 августа).
Организация жизни детей опирается на определенный суточный режим, который представляет собой рациональное чередование отрезков сна
и бодрствования в соответствии с физиологическими обоснованиями. При организации режима учитываются рекомендации СанПиН и СП, видовая принадлежность детского сада, сезонные особенности, а также региональные рекомендации специалистов в области охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня составлен для каждой возрастной группы на холодный и теплый
периоды, учтены функциональные возможности детей, а также ведущий вид деятельности — игра. Кроме того, учитывается потребность родителей в гибком
режиме пребывания детей в ДОО, особенно в период адаптации.
1. Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа
Организация образовательного процесса имеет следующие особенности.
1. В МБДОУ -детский сад № 54 функционируют 13 возрастных групп.
7
Группа
Группа раннего возраста
Группа раннего возраста
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе
группа
Возраст
Направленность
1,5-2 года
2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Общеразвивающая
Кол-во
групп
1
2
2
2
3
3
1. Действует система физкультурно-оздоровительной работы.
2. Используется региональный компонент в образовательном процессе.
3. Оказывается помощь детям, родителям, педагогическим работникам
и социуму со стороны социально-психологической службы.
4. Создана система медико-психолого-педагогического сопровождения детей. Используется модель личностно-ориентированного подхода при
взаимодействии взрослого и ребенка.
5. Осуществляются дополнительные платные услуги.
6. Реализация образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий.
2. Ссылки на ФОП ДО и парциальные программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО Программа состоит
из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе эти части Программы являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы разработана в соответствии с ФГОС
ДО и ФОП ДО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет
не более 40% и ориентирована:
- на специфику региональных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а так же с учетом рекомендаций и концептуальных
положений методического пособия «Мы живем на Урале» Толстиковой О.В.;
- на сложившиеся традиции ДОО;
- на выбор парциальных образовательных программ и форм организации
работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и
интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в
целом.
8
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации
и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
3. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников ДОО
Основная цель взаимодействия педагогов с семьей – обеспечить:
психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
единство подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО
и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Основными задачами взаимодействия детского сада с семьей являются:
информировать родителей и общественность относительно целей ДО,
общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
просвещение
родителей, повышение их правовой, психологопедагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
способствовать развитию ответственного и осознанного родительства
как базовой основы благополучия семьи;
построить взаимодействие в форме сотрудничества и установления
партнерских отношений с родителями детей младенческого, раннего
и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
вовлекать родителей в образовательный процесс.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка;
открытость;
взаимное
доверие,
уважение
и доброжелательность
во взаимоотношениях педагогов и родителей;
индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
возрастосообразность.
9
Взаимодействие с родителями воспитанников строится по следующим
направлениям работы.
Название направлеСодержание работы
ния
Диагностикоаналитическое
направление
Включает получение и анализ данных:
Просветительское
направление
Просвещение родителей по вопросам:
Консультационное
направление
о семье каждого обучающегося, ее запросах
в отношении охраны здоровья и развития ребенка;
об уровне психолого-педагогической компетентности родителей;
планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач
особенностей психофизиологического
и психического развития детей младенческого,
раннего и дошкольного возраста;
выбора эффективных методов обучения
и воспитания детей определенного возраста;
ознакомления с актуальной информацией
о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми
дошкольного возраста;
информирования об особенностях реализуемой
в ДОО образовательной программы;
условий пребывания ребенка в группе ДОО;
содержания и методов образовательной работы
с детьми
Консультирование родителей:
по вопросам их взаимодействия с ребенком,
преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми
образовательными потребностями (ООП)
в условиях семьи;
об особенностях поведения и взаимодействия
ребенка со сверстниками и педагогом;
10
о возникающих проблемных ситуациях;
о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста;
о способах организации и участия в детских деятельностях, об образовательном процессе
и др.
Благодаря разностороннему взаимодействию ДОО с родителями своих
воспитанников повышается качество образовательного процесса и происходит
сближение всех участников образовательного процесса, развивается творческий
потенциал детей и нереализованный потенциал взрослых.
Важный момент в формировании традиций в учреждении — совместное
проведение народных праздников, посиделок в гостиной. Ежегодно проводятся
мероприятия, в которых родители принимают активное участие.
Основные практические формы взаимодействия МБДОУ - детский сад № 54
с семьей
Этапы
Формы
Знакомство с семьей
Встречи-знакомства, анкетирование
Информирование родителей о ходе образовательной деятельности
Дни открытых дверей, индивидуальные и групповые
консультации, родительские собрания, информационные стенды, создание памяток, сайт ДОО, организация выставок детского творчества, приглашение
родителей на детские концерты и праздники
Просвещение родителей Лекции, семинары, семинары-практикумы, мастерклассы, тренинги, создание родительской библиотеки
в группах
Совместная деятельность
Привлечение родителей к участию в занятиях, акциях, экскурсиях, конкурсах, субботниках, в детской
исследовательской и проектной деятельности,
в разработке проектов, кружковой работе
11