Конспект занятия «В гостях у сказки»

для детей 5–6 лет

Участники

Воспитатели: ведущий, библиотекарь, педагог. Воспитанники 5—6 лет и их родители.

Цель

Познакомить детей с темой сказки в изобразительном искусстве.

Задачи

Обогащать опыт «насмотренности» разных по содержанию и средствам выразительности произведений живописи и графики на данную тему. Показать, как с помощью композиции, цвета, различных деталей художники и графики создают выразительные сказочные образы. Показать особенности создаваемых сказочных образов в аспекте национальных традиций. Познакомить с творческой манерой живописцев, графиков, произведения которых рассматриваются в рамках данной темы. Развивать художественное восприятие, умение эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и нравственные категории понимать и трактовать художественный образ. Развивать познавательные процессы, творческие и эстетические способности. Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях, творческой деятельности. Активировать использование слов и словосочетаний: сказочная живопись, иллюстрация, сказочные образы.

Материалы

Три игровых сундука, три игрушечные палочки с веревками, игрушки зайца, три игрушечных лука со стрелами, мишени – листки бумаги А4 с мишенью утки, игрушечные яйца, игрушечные иголки. Макет старинного тома сказок, выполненный в технике папье-маше, с заранее подготовленными картинами – в описании. Магнитная доска, таблички со словами. Игрушечные веники или три игрушечных коня на палке, девять обручей.

Оборудование

Проектор, музыкальный центр.

Примерное время

60 минут.

 

Подготовительный этап. Подготовка к данному занятию должна включать изучение литературных произведений, иллюстрации к которым используются на занятии: чтение, обсуждение содержания и рассматривание иллюстраций. В связи с этим во второй половине дня в течение двух предшествующих занятию недель воспитателю следует предусмотреть различные формы совместной деятельности, например: литературный досуг «Мои любимые сказки», вечера чтения книги «В гостях у сказки», театрализации сказок, посещение театра.

Основной визуальный ряд:

1. М.А. Врубель. «Царевна-Лебедь» (1900). ГТГ, Москва.

2. В.М. Васнецов. «Иван-царевич на сером волке» (1889). ГТГ, Москва.

3. В.М. Васнецов. «Снегурочка» (1916–1926). ГТГ, Москва.

4. В.М. Васнецов. «Царевна-лягушка» (1918). Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.

5. В.М. Васнецов «Баба Яга» (1917). Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.

6. В.М. Васнецов «Кощей Бессмертный» (1918). Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.

7. В.М. Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.

8. В.М. Васнецов «Богатыри» (1881–1898). ГТГ, Москва.

Вводная часть

10 минут

Педагог предлагает детям вспомнить темы предыдущих занятий; обращается внимание, что на Руси вечера проводили за работой (пряли, ткали, вышивали, вырезали игрушки и предметы быта из дерева) и слушали сказки, сказания и предания прошлых лет.

Ведущий

Здравствуйте, мои юные помощники,

Красны девицы и добры молодцы!

Хороша наша Русь-матушка!

С бескрайними просторами,

Лесами да озерами;

Людьми умелыми, сердцами щедрыми,

Руками золотыми, да на сказки богатыми!

Говорит честной народ:

«Сказка ложь – да в ней намек,

Добрым молодцам – урок!»

Стихи Ивановой А.В.

1

Ведущий

Ребята, почему мы называем сказки русскими народными?

2

Ведущий может помочь детям правильно ответить.

Дети

Сказки придумывал простой русский народ.

3

Ведущий

Устное народное творчество – так говорят про сказки. Почему устное? Что обозначает слово «уста»?

4

Ведущий может помочь детям правильно ответить.

Дети

Уста – губы. Сказки не читали – не умели, а рассказывали.

5

Ведущий

Правильно, передавали из уст в уста.

«Сказок всех не перечесть,

Сочинял народ их весь.

То про быт, то про зверей,
То про волшебство людей».

6

Ведущий

А на какие три группы мы делим русские народные сказки?

7

Ведущий может помочь детям правильно ответить.

Дети

Сказки про зверей, бытовые и волшебные.

8

Ведущий

А как определить, какая перед нами сказка?

9

Ведущий может помочь детям правильно ответить с помощью наводящих вопросов.

Дети

В сказках про зверей герои – звери, в бытовых – про быт на Руси, а в волшебных сказках героям помогают волшебные предметы.

 

10

Ведущий

Молодцы, ребята! Наши русские народные сказки – настоящий кладезь волшебства. Именно они вдохновили на создание мировых шедевров русских писателей, музыкантов и художников. Давайте совершим путешествие в мир сказок, созданный художниками.

11

Заминка перед основной частью

5 минут

Педагог предлагает детям совершить путешествие в сказочную страну с помощью волшебной книги сказок – отправиться «за тридевять земель». Все это проходит под музыкальное сопровождение (первый куплет песни «Приходи сказка», автор стихов – Юлий Ким, музыка Владимира Дашкевича).

Ведущий

Ребята, а какие волшебные предметы могут нам помочь отправиться в путешествие?

1

Предметы демонстрируются детям в виде рисунков и настоящих предметов.

Дети

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа и метла Бабы-Яги, волшебный клубок.

2

Ведущий

В путь!

3

Основная часть. Первая остановка «Путешествие»

15 минут

Задание, подготовленное библиотекарями.

Ведущий

Ребята, посмотрите на экран.

1

Дети рассматривают на проекторе или мониторе сказочные образы в графических работах.

Библиотекарь

Друзья, перед вами лежат книги с русскими народными сказками. Полистайте книги и рассмотрите иллюстрации к ним. Вам нужно вспомнить, какие сказочные персонажи защищали Русь от врагов, зла и нечисти? Как назывались сказки?

2

Ведущий может помогать детям найти правильный вариант.

Дети

Иван-царевич (сказка «Иван царевич и серый волк»), солдат (сказка «Солдат и колдун»), Никита Кожемяка (одноименная сказка), Илья Муромец и Добрыня Никитич (былины).

3

Библиотекарь

Кто помогал им в этом? Какие звери?

4

Дети

Серый волк, конь.

5

Библиотекарь

Какому герою и из какой сказки посвящена песня?

Звучит куплет из песни «Сивка-бурка» в исполнении Михаила Боярского (композитор Максим Дунаевский, автор слов Леонид Дербенев).

6

Дети

Сказка «Сивка-Бурка».

7

Библиотекарь

Какие черты характера из перечисленных свойственны этому коню: своенравный, свободолюбивый, слабый, умный, сильный, покорный, выносливый?

Дети отвечают.

8

Библиотекарь

Ребята, а чтобы подчинить себе такое животное, какими качествами нужно обладать?

9

Дети отвечают и одновременно на магнитной доске крепят таблички с надписями.

Дети

Мужество, смекалка, сила, справедливость, ум, честь.

10

Библиотекарь

Как одним словом назвать таких силачей?

11

Дети

Богатыри!

12

Библиотекарь

Посмотрите на репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри» и подумайте, кто на ней изображен.

Звучит песня «Богатырская сила» в исполнении группы Стаса Намина «Цветы» (слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой).

13

Дети

Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

14

Библиотекарь

Молодцы! Посмотрите, что делают богатыри? Куда всматриваются и зачем? Как художник передает их характеры?

Дети предлагают свои варианты.

15

 

Библиотекарь

Сам художник говорил о своей картине: «Картина моя – богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

1

Библиотекарь

Спасибо, ребята. Счастливого пути по сказочной стране!

2

Ведущая благодарит библиотекаря, называя его по имени и отчеству.

Ведущий

Спасибо библиотекарю за викторину, и мы продолжаем наше путешествие.

3

Подвижная игра-эстафета «Спаси красну девицу»

5 минут

Ведущий

Ребята, давайте разделимся на три команды.

Ведущий руководит разделением команд.

1

Ведущий

На трех богатырских конях (вениках) вам нужно доскакать до терема и освободить от оков девицу – снять по очереди с нее три обруча и привезти с собой.

Красны девицы – это девочки, одетые в русские народные костюмы, соответствующие героиням из сказок.

Игра проходит под песню автора-исполнителя Игоря Растеряева – «Богатыри», написанную к мультфильму «Три богатыря и Шамаханская царица».

2

Вторая остановка «Знакомства»

15 минут

Ведущий

Ребята, посмотрите внимательно на спасенных героинь и подумайте, из каких они сказок.

1

Дети

Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка», Снегурочка и Аленушка.

2

Педагог

Правильно. Посмотрите на страницы книги с изображением героинь. Давайте познакомимся и полюбуемся женскими образами на примере произведений В.М. Васнецова «Царевна-лягушка», «Аленушка», «Снегурочка». Каждая из команд рассматривает свою картину и старается определить, какими чертами характера наделена их героиня.

Родители помогают детям найти правильный ответ.

3

Дети разных команд

Доброта, мягкость, скромность, кротость, трудолюбие, упорство, самостоятельность.

Вместе с ответами дети прикрепляют таблички на магнитную доску.

4

Педагог

В течение всего творческого пути великого самобытного русского живописца Виктора Васнецова его не оставляла тема русской старины и удивительного мира былин и народных сказок. Давайте повнимательнее рассмотрим картину «Царевна-лягушка».

Дети рассматривают иллюстрацию.

5

Педагог

В центре сказочной картины – статная молодая женщина в богатом, украшенном вышивкой и самоцветами наряде, в жемчужном головном уборе, в драгоценном ожерелье. Две тяжелые косы лежат на спине русской красавицы. Она танцует, слушая веселый звон русских музыкальных инструментов. С террасы терема видна деревня. Там тоже девушки кружат в хороводе. Прекрасный умиротворенный русский пейзаж – березки, золотистые хлебные поля, а за ними высокий лес встает стеной. Небо мирное, ясное, изливающее на землю мягкий рассеянный свет. И нет причин для тревог, злые чары рассеиваются, лягушка станет девицей, а на Русь придет мир и покой.

Понравилась вам картина?

Дети отвечают.

6

Ведущий

Учит сказка нас добру, дружбе, послушанию.

Учит мудрости, смекалке,

Уважению к отцу, матери, родным и близким,
Учит трудолюбию!


Ребята, а что произошло в сказке после пира?

7

Дети

Иван царевич сжег лягушачью кожу, и Василиса Премудрая попала к Кощею Бессмертному.

8

Ведущий

Вот и мы за героиней отправляемся в мир зла.

9

Заключительная остановка «Мир зла»

10 минут

Ведущий предлагает детям найти и рассмотреть в предложенных репродукциях и книгах изображения отрицательных персонажей: Бабы Яги, Змея Горыныча, Кощея.

Ведущий

Ребята, поясните, как можно определить, смотря на картину В.М. Васнецова «Кощей Бессмертный», что мы попали к нему в царство? Что видим? Какими красками и тонами написана картина?

Дети отвечают.

1

Ведущий

А кто помнит, как победить Кощея?

Ведущий начинает театрализованную игру «Победи Кощея» для детей и родителей.

2

Для того чтобы дети лучше прочувствовали образы сказочных персонажей, используем элементы театрализации – разыгрывание эпизодов, а также подбор символов, характеризующих персонажей.

Ведущий

Ваша задача – раздобыть иглу и сломать ее. Для этого вам нужно:

1. Открыть сундук – подобрать ключик.

2. Догнать зайца – кто быстрее накрутит на палку веревку, где привязан заяц.

3. Убить утку – попасть в мишень в виде утки стрелой.

4. Взять яйцо, сшитое под этим номером, и достать из него иглу.

5. Сломать кончик иглы.

 

3

Педагог предлагает детям ответить на вопросы.

Педагог

Что привлекало русских художников в сказках, чем они восхищались и что стремились передать в своих произведениях?

Дети вместе с родителями отвечают.

4

Ведущий

Знает каждый, стар и млад

В русских сказках все на лад.

Любим мы героев этих,

Знаем с колыбельных песен.

С детства с ними мы живем,

Встречу с книгой очень ждем.

Педагог предлагает детям вернуться в сказочный мир и с помощью волшебной книги продолжить путешествие в мир сказок.