Участники
Воспитатели:
ведущий, библиотекарь, педагог. Воспитанники 5—6 лет и их родители.
Цель
Познакомить
детей с темой сказки в изобразительном искусстве.
Задачи
Обогащать
опыт «насмотренности» разных по содержанию и
средствам выразительности произведений живописи и графики на данную тему.
Показать, как с помощью композиции, цвета, различных деталей художники и
графики создают выразительные сказочные образы. Показать особенности
создаваемых сказочных образов в аспекте национальных традиций. Познакомить с
творческой манерой живописцев, графиков, произведения которых рассматриваются в
рамках данной темы. Развивать художественное восприятие, умение
эмоционально откликаться на сказочные образы, с опорой на эстетические и
нравственные категории понимать и трактовать художественный
образ. Развивать познавательные процессы, творческие и эстетические
способности. Поощрять инициативу и самостоятельность в высказываниях,
творческой деятельности. Активировать использование слов и словосочетаний:
сказочная живопись, иллюстрация, сказочные образы.
Материалы
Три
игровых сундука, три игрушечные палочки с веревками, игрушки зайца, три
игрушечных лука со стрелами, мишени – листки бумаги А4 с мишенью утки,
игрушечные яйца, игрушечные иголки. Макет старинного тома сказок,
выполненный в технике папье-маше, с заранее подготовленными картинами – в
описании. Магнитная доска, таблички со словами. Игрушечные веники или три игрушечных
коня на палке, девять обручей.
Оборудование
Проектор,
музыкальный центр.
Примерное время
60
минут.
Подготовительный
этап. Подготовка к данному занятию должна включать изучение литературных
произведений, иллюстрации к которым используются на занятии: чтение, обсуждение
содержания и рассматривание иллюстраций. В связи с этим во второй половине дня
в течение двух предшествующих занятию недель воспитателю следует предусмотреть
различные формы совместной деятельности, например:
литературный досуг «Мои любимые сказки», вечера чтения книги «В гостях у
сказки», театрализации сказок, посещение театра.
Основной
визуальный ряд:
1. М.А.
Врубель. «Царевна-Лебедь» (1900). ГТГ, Москва.
2. В.М.
Васнецов. «Иван-царевич на сером волке» (1889). ГТГ, Москва.
3. В.М.
Васнецов. «Снегурочка» (1916–1926). ГТГ, Москва.
4. В.М.
Васнецов. «Царевна-лягушка» (1918). Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.
5. В.М.
Васнецов «Баба Яга» (1917). Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.
6. В.М.
Васнецов «Кощей Бессмертный» (1918). Дом-музей В.М. Васнецова, Москва.
7. В.М.
Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Дом-музей
В.М. Васнецова, Москва.
8. В.М.
Васнецов «Богатыри» (1881–1898). ГТГ, Москва.
10 минут
Педагог предлагает детям вспомнить темы предыдущих занятий; обращается внимание, что на Руси вечера проводили за работой (пряли, ткали, вышивали, вырезали игрушки и предметы быта из дерева) и слушали сказки, сказания и предания прошлых лет.
Ведущий
Здравствуйте,
мои юные помощники,
Красны
девицы и добры молодцы!
Хороша
наша Русь-матушка!
С
бескрайними просторами,
Лесами да
озерами;
Людьми
умелыми, сердцами щедрыми,
Руками
золотыми, да на сказки богатыми!
Говорит
честной народ:
«Сказка
ложь – да в ней намек,
Добрым
молодцам – урок!»
Стихи Ивановой А.В.
1
Ведущий
Ребята, почему мы называем сказки русскими народными?
2
Ведущий может помочь детям правильно ответить.
Дети
Сказки придумывал простой русский народ.
3
Ведущий
Устное народное творчество – так говорят про сказки. Почему устное? Что обозначает слово «уста»?
4
Ведущий может помочь детям правильно ответить.
Дети
Уста – губы. Сказки не читали – не умели, а рассказывали.
5
Ведущий
Правильно,
передавали из уст в уста.
«Сказок
всех не перечесть,
Сочинял
народ их весь.
То про
быт, то про зверей,
То про волшебство людей».
6
Ведущий
А на какие три группы мы делим русские народные сказки?
7
Ведущий может помочь детям правильно ответить.
Дети
Сказки про зверей, бытовые и волшебные.
8
Ведущий
А как определить, какая перед нами сказка?
9
Ведущий может помочь детям правильно ответить с помощью наводящих вопросов.
Дети
В сказках про зверей герои – звери, в бытовых – про быт на Руси, а в волшебных сказках героям помогают волшебные предметы.
10
Ведущий
Молодцы, ребята! Наши русские народные сказки – настоящий кладезь волшебства. Именно они вдохновили на создание мировых шедевров русских писателей, музыкантов и художников. Давайте совершим путешествие в мир сказок, созданный художниками.
11
5 минут
Педагог предлагает детям совершить путешествие в сказочную страну с помощью волшебной книги сказок – отправиться «за тридевять земель». Все это проходит под музыкальное сопровождение (первый куплет песни «Приходи сказка», автор стихов – Юлий Ким, музыка Владимира Дашкевича).
Ведущий
Ребята, а какие волшебные предметы могут нам помочь отправиться в путешествие?
1
Предметы демонстрируются детям в виде рисунков и настоящих предметов.
Дети
Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа и метла Бабы-Яги, волшебный клубок.
2
Ведущий
В путь!
3
15 минут
Задание, подготовленное библиотекарями.
Ведущий
Ребята, посмотрите на экран.
1
Дети рассматривают на проекторе или мониторе сказочные образы в графических работах.
Библиотекарь
Друзья, перед вами лежат книги с русскими народными сказками. Полистайте книги и рассмотрите иллюстрации к ним. Вам нужно вспомнить, какие сказочные персонажи защищали Русь от врагов, зла и нечисти? Как назывались сказки?
2
Ведущий может помогать детям найти правильный вариант.
Дети
Иван-царевич (сказка «Иван царевич и серый волк»), солдат (сказка «Солдат и колдун»), Никита Кожемяка (одноименная сказка), Илья Муромец и Добрыня Никитич (былины).
3
Библиотекарь
Кто помогал им в этом? Какие звери?
4
Дети
Серый волк, конь.
5
Библиотекарь
Какому
герою и из какой сказки посвящена песня?
Звучит куплет из песни «Сивка-бурка» в исполнении Михаила Боярского (композитор Максим Дунаевский, автор слов Леонид Дербенев).
6
Дети
Сказка «Сивка-Бурка».
7
Библиотекарь
Какие
черты характера из перечисленных свойственны этому коню: своенравный, свободолюбивый,
слабый, умный, сильный, покорный, выносливый?
Дети отвечают.
8
Библиотекарь
Ребята, а чтобы подчинить себе такое животное, какими качествами нужно обладать?
9
Дети отвечают и одновременно на магнитной доске крепят таблички с надписями.
Дети
Мужество, смекалка, сила, справедливость, ум, честь.
10
Библиотекарь
Как одним словом назвать таких силачей?
11
Дети
Богатыри!
12
Библиотекарь
Посмотрите
на репродукцию картины В.М. Васнецова «Богатыри» и подумайте, кто на ней
изображен.
Звучит песня «Богатырская сила» в исполнении группы Стаса Намина «Цветы» (слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой).
13
Дети
Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
14
Библиотекарь
Молодцы!
Посмотрите, что делают богатыри? Куда всматриваются и зачем? Как художник
передает их характеры?
Дети предлагают свои варианты.
15
Библиотекарь
Сам художник говорил о своей картине: «Картина моя – богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
1
Библиотекарь
Спасибо, ребята. Счастливого пути по сказочной стране!
2
Ведущая благодарит библиотекаря, называя его по имени и отчеству.
Ведущий
Спасибо библиотекарю за викторину, и мы продолжаем наше путешествие.
3
5 минут
Ведущий
Ребята,
давайте разделимся на три команды.
Ведущий руководит разделением команд.
1
Ведущий
На трех
богатырских конях (вениках) вам нужно доскакать до терема и освободить от оков
девицу – снять по очереди с нее три обруча и привезти с собой.
Красны
девицы – это девочки, одетые в русские народные костюмы, соответствующие
героиням из сказок.
Игра проходит под песню автора-исполнителя Игоря Растеряева – «Богатыри», написанную к мультфильму «Три богатыря и Шамаханская царица».
2
15 минут
Ведущий
Ребята, посмотрите внимательно на спасенных героинь и подумайте, из каких они сказок.
1
Дети
Василиса Премудрая из сказки «Царевна-лягушка», Снегурочка и Аленушка.
2
Педагог
Правильно.
Посмотрите на страницы книги с изображением героинь. Давайте познакомимся и
полюбуемся женскими образами на примере произведений В.М. Васнецова
«Царевна-лягушка», «Аленушка», «Снегурочка». Каждая из команд
рассматривает свою картину и старается определить, какими чертами характера
наделена их героиня.
Родители помогают детям найти правильный ответ.
3
Дети разных команд
Доброта,
мягкость, скромность, кротость, трудолюбие, упорство, самостоятельность.
Вместе с ответами дети прикрепляют таблички на магнитную доску.
4
Педагог
В
течение всего творческого пути великого самобытного русского живописца
Виктора Васнецова его не оставляла тема русской старины и удивительного мира
былин и народных сказок. Давайте повнимательнее рассмотрим картину
«Царевна-лягушка».
Дети рассматривают иллюстрацию.
5
Педагог
В центре
сказочной картины – статная молодая женщина в богатом, украшенном вышивкой
и самоцветами наряде, в жемчужном головном уборе, в драгоценном ожерелье. Две
тяжелые косы лежат на спине русской красавицы. Она танцует, слушая веселый звон
русских музыкальных инструментов. С террасы терема видна деревня. Там тоже
девушки кружат в хороводе. Прекрасный умиротворенный русский пейзаж – березки,
золотистые хлебные поля, а за ними высокий лес встает стеной. Небо мирное,
ясное, изливающее на землю мягкий рассеянный свет. И нет причин для тревог,
злые чары рассеиваются, лягушка станет девицей, а на Русь придет мир и покой.
Понравилась
вам картина?
Дети отвечают.
6
Ведущий
Учит
сказка нас добру, дружбе, послушанию.
Учит
мудрости, смекалке,
Уважению к
отцу, матери, родным и близким,
Учит трудолюбию!
Ребята, а что произошло в сказке после пира?
7
Дети
Иван царевич сжег лягушачью кожу, и Василиса Премудрая попала к Кощею Бессмертному.
8
Ведущий
Вот и мы за героиней отправляемся в мир зла.
9
10 минут
Ведущий предлагает детям найти и рассмотреть в предложенных репродукциях и книгах изображения отрицательных персонажей: Бабы Яги, Змея Горыныча, Кощея.
Ведущий
Ребята,
поясните, как можно определить, смотря на картину В.М. Васнецова «Кощей
Бессмертный», что мы попали к нему в царство? Что видим? Какими красками и
тонами написана картина?
Дети отвечают.
1
Ведущий
А кто
помнит, как победить Кощея?
Ведущий начинает театрализованную игру «Победи Кощея» для детей и родителей.
2
Для того чтобы дети лучше прочувствовали образы сказочных персонажей, используем элементы театрализации – разыгрывание эпизодов, а также подбор символов, характеризующих персонажей.
Ведущий
Ваша
задача – раздобыть иглу и сломать ее. Для этого вам нужно:
1.
Открыть сундук – подобрать ключик.
2.
Догнать зайца – кто быстрее накрутит на палку веревку, где привязан заяц.
3. Убить
утку – попасть в мишень в виде утки стрелой.
4.
5. Сломать кончик иглы.
3
Педагог предлагает детям ответить на вопросы.
Педагог
Что
привлекало русских художников в сказках, чем они восхищались и что стремились
передать в своих произведениях?
Дети вместе с родителями отвечают.
4
Ведущий
Знает
каждый, стар и млад
В русских
сказках все на лад.
Любим мы
героев этих,
Знаем с
колыбельных песен.
С детства
с ними мы живем,
Встречу с
книгой очень ждем.
Педагог предлагает детям вернуться в сказочный мир и с помощью волшебной книги продолжить путешествие в мир сказок.