Игры для организации театрализованной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями

Используйте подборку народных подвижных игр, чтобы спланировать музыкально-театрализованную деятельность с детьми с опорно-двигательными нарушениями. В справочнике — игры, которые помогут музыкальному руководителю сплотить детский коллектив, корректировать речь, пластику, развивать двигательную активность. О том, какой еще фольклорный материал включить педагогу в музыкально-театрализованную деятельность с детьми

Осенние календарно-обрядовые праздники

Заря-заряница

Цели:

  • развивать речь;
  • активизировать взаимодействие между детьми;
  • развивать пространственные ориентировки, двигательную активность.

Содержание: дети, взявшись за руки, идут по кругу. Выбранный считалочкой ребенок «Заря» двигается за кругом в противоположном направлении, держит в руках ленточку или платочек.

Дети поют:

«Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Косы золотые,
В ленты обвитые».

«Заря» кладет ленту на плечо одному из играющих детей, после голосового сигнала детей «Раз-два, не воронь, а беги, как огонь!» «Заря» и выбранный ребенок с ленточкой бегут в противоположные стороны по внешней стороне круга, кто быстрее займет место в круге. Тот, кто не успел, становится «Зарей».

После игра повторяется.

Капуста

Цели:

  • развивать навыки партнерства, взаимодействия в коллективе;
  • способствовать развитию речевой активности, физических навыков.

Содержание: в круг складывают по количеству детей ленточки или платочки («капусту»).
Дети идут по кругу и поют: «Посадил Огородник сладкую капусту».

Выбранный считалочкой «Огородник» идет по внутреннему кругу в противоположном направлении и поет:
«Я капусту сторожу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибегали

Волк и лисица,
Бобер и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый».

Дети останавливаются и поют:
«В огород мы пойдем, всю капусту соберем».

Дети пробуют забежать в круг и собрать «капусту», кого «Огородник» коснется рукой, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто соберет больше «капусты».

Лиса и куры

Цели

  • развивать речь;
  • активизировать взаимодействие между детьми, пространственную ориентировку, двигательную активность.

Содержание: дети гуляют по залу и поют:
«Лиска-лиса,
Дивная краса,
Долгий нос,
Рыжий хвост!»

После пропевания потешки дети-«куры» разбегаются, ребенок-«лиса» догоняет детей. Кого поймает ребенок-«лиса», тот и становится водящим.

Зимние календарно-обрядовые праздники

Арина

Цели

  • совершенствовать двигательные навыки;
  • воспитывать навыки общения, развивать эмоционально-волевую сферу.

Содержание: дети идут по кругу, пропевая слова потешки:
«Долгая Арина, встань выше овина.
Ручки сложи, чье имя, укажи».

В центре круга выбранный считалочкой ребенок-«Арина» с завязанными глазами, выставляет руку вперед и продвигается к детям со словами:
«Хожу-гуляю вдоль по караваю,
Кого найду – узнаю».

Ребенок-«Арина» на ощупь пробует определить ребенка, который попал к нему в руки. Кого отгадал, тот и становится водящим.

Коза-дереза

Цели:

  • развивать речь;
  • активизировать взаимодействие между детьми;
  • развивать пространственные ориентировки;
  • воспитывать самостоятельность;
  • создавать условия для проявления инициативы.

Содержание: по залу разложены обручи-«избушки», в каждом из которых стоит ребенок. Выбранный считалочкой ребенок-«Коза-дереза» под музыку ходит по залу. По окончании музыки останавливается возле любого обруча-«избушки», из которого должен выйти ребенок, и оба прыгают вокруг обруча-«избушки» под музыку. Тот, кто первый запрыгнет в обруч-«избушку», становится его хозяином, а кто опоздал – «Козой-дерезой».

Два Мороза

Цели:

  • развить речь;
  • активизировать взаимодействие между детьми;
  • развивать пространственные ориентировки;
  • формировать самоорганизацию.

Содержание: считалочкой выбираются двое детей: «Мороз – Красный нос», «Мороз – Синий нос». На одной стороне зала располагаются дети, в центре зала водящие – двое детей говорят:

«Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают:
«Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!»

Дети пробуют перебежать на противоположную сторону зала. Дети, до которых дотронулись братья-морозы, выбывают из игры. Игра повторяется.

Весенние и летние календарно-обрядовые праздники

Летят – не летят

Цели

  • способствовать физическому, эмоционально-волевому, психическому развитию детей, развивать координацию движений;
  • формировать навык умения действовать по сигналу;
  • формировать способность действовать в коллективе.

Содержание: выбирают водящего, дети располагаются по залу. Водящий пропевает: «Грачи летят, на всю Русь кричат».

Дети пропевают продолжение потешки, изображая руками крылья птичек: «Гу-гу-гу-гу! Мы несем весну!»

Водящий пропевает: «Журавли летят, на всю Русь кричат».

Дети пропевают продолжение потешки, изображая руками крылья птичек: «У-гу, у-гу, не догнать нас никому!»

Водящий пропевает: «Пчелы летят, бунчат-гудят».

Дети пропевают продолжение потешки, изображая руками крылья птичек: «Жу-жу-жу-жу, медову несем росу!»

Водящий пропевает: «Поросята летят, полосаты визжат: хрю-хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!»

Дети отвечают: «Поросята не летают!»

Водящий пропевает: «Комары летят, звенят, пищат».

Дети пропевают продолжение потешки, изображая руками крылышки: «Зы-зы-зы-зы, наточили мы носы».

Водящий пропевает: «Медведи летят, кричат, рычат: ры-ры-ры-ры, мы не пустим вас в боры!»

Дети отвечают: «Медведи не летают!»

Зайчик

Цели

  • развивать речь, активизировать взаимодействие между детьми;
  • развивать пространственные ориентировки;
  • воспитывать самостоятельность;
  • создавать условия для проявления инициативы.

Содержание: дети располагаются по залу, среди них выбранный считалочкой ребенок-«Зайчик» проговаривает:

«Я – смелый зайчишка!
У меня не усы, а усищи,
Не зубы, а зубищи,
Не лапы, а лапищи.
Я никого не боюсь!»

Дети пропевают:
«Слушай, Заяц, не хвались,
А беги, берегись!»

Ребенок, который поймал «Зайчика», становится водящим.

Пирог

Цели:

  • совершенствовать двигательные навыки;
  • воспитывать навыки общения, развивать эмоционально-волевую сферу.

Содержание: дети становятся в круг, в центре выбранный считалочкой ребенок-«пирог».
Дети идут по кругу, показывая соответствующие тексту потешки движения, поют потешку:

«Пирог-пирожок,
Дорогой дружок,
Вот такой высоконький,
Вот такой мякошенький,
Вот такой широконький.
Хватай его, да ешь его!»

Дети бегут к ребенку-«пирогу». Тот, кто добежит первый и обнимет его, становится водящим.