ноябрь 2022

Методический паспорт проекта для средней группы «Умелые мастера» по ознакомлению с народным творчеством

Цели и задачи проекта

Цель: создание положительного эмоционального настроя, условий для творческой и познавательной активности детей.

Задачи:

  1. Приобщать детей к народным промыслам: Дымка, Городец, Филимоновская роспись.
  2. Учить украшать по мотивам народных промыслов: Дымка, Городец, Филимоновская роспись, силуэты предметов.
  3. Учить рассказывать о своих действиях, анализировать свои творческие результаты.
  4. Развивать познавательные процессы — речь, мышление, память, внимание.
  5. Формировать готовность детей к совместной деятельности.
  6. Воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.
  7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Утренний круг

Воспитатель приглашает детей звоном бубна в круг. Коммуникативная игра «Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся». Воспитатель обращается к детям:

«Дети, когда я смотрю на все эти игрушки и предметы народных промыслов, я всегда удивляюсь, какими мастерами нужно быть, чтобы сделать такую красоту. А ведь эти мастера жили в то время, когда:

Если мама украшала игрушку полосками, то получалась Филимоновская игрушка. Если колечками и точками, то получалась Дымковская игрушка. Если бутонами и цветами, то получались игрушки Городецкие. Вот такие были игрушки у детей. А еще в старину не было магазинов, и родители ездили за продуктами, за одеждой и за гостинцами на ярмарку в город. А на ярмарку съезжались разные мастера, кто с одеждой, кто с игрушками, кто с медом, кто с посудой. Каждый привозил что-то свое, особенное. Дети, а попробуем и мы сегодня стать мастерами и сделать что-то свое, необычное».

Педагог объявляет, какие мастерские и центры сегодня открыты:

Дети берут карточки с обозначением центров и занимают места в центрах в соответствии с карточкой.

Работа в центрах активности

Центр творчества

Тема: «Дымковские барышни».

Материалы: силуэты Дымковских барышень, пластилин.

Задачи:

  1. Приобщать детей к изготовлению поделок из пластилина.
  2. Закреплять приемы лепки: отщипывание, круговые движения ладонями, сплющивание.
  3. Развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Ход: дети выбирают пластилин двух цветов и лепят круги и шарики, украшают юбки Дымковских барышень. Если шарик не виден на круге, значит, нужно поменять пластилин на другой цвет.

Тема: «Городецкие умельцы».

Материалы: силуэты Городецкой доски, подставки, цветов и бутонов, листьев разных цветов, клей.

Задачи:

  1. Приобщать детей к изготовлению аппликаций по мотивам Городецкой росписи.
  2. Закреплять приемы аккуратного наклеивания, симметрии, название элементов росписи: цветок, листок, бутон, оживка.
  3. Развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Ход: дети украшают Городецкую доску, подставку цветами, бутонами, листьями.

Центр экспериментирования

Тема: «Филимоновские игрушки».

Материалы: силуэты петушка, котика, домика, заборчика, цветка, гуашь синяя, желтая и красная, кисти, палитра.

Задачи:

  1. Приобщать детей к народному промыслу и украшать силуэты по мотивам Филимоновской росписи, чередуя линии красного и зеленого цвета.
  2. Закреплять умение смешивать краски на палитре и получать новый цвет.
  3. Активизировать в речи детей слово «палитра».
  4. Закреплять умение рисовать прямые линии в разных направлениях.
  5. Развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Ход: дети украшают разные силуэты по мотивам Филимоновской росписи.

Центр математики

Тема: «Дымковские игрушки. Карусель».

Материалы: цифры, карточки с Дымковскими игрушками, Дымковские барышни, карусель из ленточек, прищепки.

Задачи:

  1. Приобщать детей к народному промыслу.
  2. Закреплять с детьми счет в пределах 10, умение соотносить количество предметов с заданным числом, умение называть цифры от 1 до 10. Закреплять умение составлять целое из частей.
  3. Развивать логическое мышление.

Ход: дети размещают на карусель заданное количество игрушек. И считают игрушки на карточках, обозначая результат счета цифрой.

Рефлексия. Воспитатель звонит в бубен. Дети приносят готовые работы на стол-выставку в центре группы. Желающие рассказывают о том, что делали в этих центрах активности, с помощью наводящих вопросов взрослых:

  1. В каком центре работали?
  2. Расскажите, что вы делали?
  3. А было что-то трудно сделать?

Воспитатель предлагает покататься на карусели.