Сценарий мастер-класса на тему «Путешествие

 в волшебную страну эмоций»

Участники

1-й педагог, 2-й педагог, родители.

Цель

Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Задачи

Создать условия для совместной деятельности с родителями на мастер-классе; сформировать у них представление об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста; познакомить с содержанием образовательной деятельности с детьми на занятиях; обучить методам и приемам, которые помогут развивать у детей фонематический слух, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, а также социализировать и повышать уровень их самооценки; повысить родительскую компетентность в вопросах организации совместных с детьми развивающих игр и упражнений; показать на примере этих игр и упражнений, как научить детей понимать различные эмоции, чувства и состояния и выражать их с помощью мимики и пантомимики; привлечь внимание родителей к проблеме широкого использования ритмопластики в художественно-эстетическом развитии детей.

Материалы

Гюйсы, бескозырки, карточки «Любознательный» и «Монсики», карта долины монсиков, картинки с изображением предметов для упражнения «Спасите остров».

Примерное время

30 минут.

Для родителей детей средних групп.

Ожидаемые результаты:

Теоретическая часть

3 минуты

1-й педагог

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе. Наша встреча посвящена двум направлениям в работе с детьми – ритмике и обучению грамоте. Цель мастера-класса – познакомить вас с методами и приемами, которые мы используем в ходе образовательной деятельности с детьми и на занятиях в рамках дополнительного образования.

1

2-й педагог

Сегодня мы покажем вам упражнения на развитие у детей музыкальности, двигательных навыков и умений, чувства ритма, фонематического слуха. С помощью данного комплекса упражнений вы сможете также развивать у своих детей коммуникативные навыки, творческие способности, нравственно-эстетические качества, обогатите эмоциональную сферу и, самое главное, психологически раскрепостите ребенка. Постепенно ребенок приобретет необходимую уверенность, а в дальнейшем легко адаптируется в школе.

2

1-й педагог

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, речь. Ведущий вид деятельности дошкольника – игра, поэтому упражнения с детьми нужно выполнять в игровой форме, в дружеской и непринужденной атмосфере. Вы можете использовать эти упражнения дома в играх с детьми, на семейном досуге и в различных домашних развлечениях.

3

Практическая часть. Ритмическая и артикуляционная разминки

5 минут

1-й педагог

Итак, мы приглашаем вас в увлекательное путешествие – в долину монсиков.

Показывает карту долины.

1

1-й педагог

Этих мультипликационных персонажей очень хорошо знают воспитанники и часто придумывают сюжеты игр с их участием, поэтому на каждом занятии мы с ними путешествуем по долине монсиков. Монсики живут на десяти островах, каждый из которых имеет свое название. У каждого монсика тоже есть имя, например Грустякин, Мими, Помогайка. Каждый герой олицетворяет ту или иную эмоцию. Во время путешествия дети помогают героям, узнают много интересного и заряжаются положительными эмоциями.

2

2-й педагог

Ну что, уважаемые родители, все надели бескозырки и готовы к путешествию?

Родители отвечают.

3

2-й педагог

А начнем мы наше путешествие с комплекса упражнений на развитие координации движений и воображения. С помощью этих упражнений мы вводим детей в игровую ситуацию. Но на чем мы отправимся в долину монсиков: на самолете, машине, воздушном шаре?

Родители отвечают.

4

2-й педагог

Итак, пристегните ремни! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1! Пуск! Поехали!

Педагоги проводят ритмическую разминку «В путь», родители повторяют за ними движения. Затем включают аудиозапись шума моря и крика чаек.

5

2-й педагог

Куда же мы с вами попали?

Родители прислушиваются к звукам и отвечают.

6

2-й педагог

Вы правы, вот мы и добрались до синего моря. Но посмотрите, дальше нет дороги. Как нам быть?

Родители думают.

7

2-й педагог

Давайте, родители, смелее отвечайте!

Педагог подбадривает родителей.

8

2-й педагог

Обычно на этом этапе путешествия дети придумывают самые различные ответы и сами предлагают, как решить проблему. Чтобы у детей развивались мыслительные процессы, формировалось логическое мышление, важно давать им возможность самостоятельно находить решение какой-либо проблемы.

Родители предлагают сменить вид транспорта.

9

2-й педагог

Какие вы молодцы! Конечно же, мы пересядем с вами на корабль и поплывем дальше.

10

1-й педагог

Но корабль у нас непростой. Называется он «Любознательный», потому что любит узнавать много нового и интересного. Первый остров, на который мы с вами поплывем, называется остров «Р».

Комментарий для родителей
Каждый остров имеет название, которое соответствует буквам. За буквами закреплены определенные эмоции, чувства или действия. Например: остров «З» – забота. Наша цель – познакомить детей не с буквами, а со звуками, научить слышать их в словах и правильно произносить.

11

2-й педагог

А чтобы плыть нам было веселей, поддержит нас в дороге песенка друзей.

12

Артикуляционная разминка «Плывем на корабле».
Под музыку педагоги выполняют движения вместе с участниками мастер-класса.

Педагоги

Надуваем щеки попутными ветрами

Набрать воздух, надуть щеки.

13

Педагоги

И наполним ими наши паруса.

Шумно выдыхать, направляя струю воздуха вперед.

14

Педагоги

Поплывем, ребята, мы сегодня с вами 

Изобразить руками плавание.

15

Педагоги

Изучать в долине чудо-острова!

Вскинуть руки вверх.

16

Педагоги

Волны помогают нам и шумят, шумят,

Показать, как шумят волны.

17

Педагоги

Ну а чайки весело в небе нам кричат.

Развести руки в стороны и покричать, как чайки.

18

Педагоги

Наш корабль гудит, 

Погудеть, как корабль: у-у-у!

19

Педагоги

Рыбки плавают – буль-буль.

Показать, как плавают рыбки, озвучить «буль-буль».

20

Педагоги

Как же весело нам плыть
И с друзьями вместе жить!

Комментарий для родителей
Данное упражнение направлено на развитие у детей дошкольного возраста артикуляционного аппарата, воображения и координации движений, а также содержит элементы дыхательной гимнастики. При первом выполнении упражнения взрослый показывает детям движения в игровой форме, затем они выполняют их самостоятельно.

21

Звучит музыка острова «Р» (по выбору музыкального руководителя в соответствии с тематикой).

1-й педагог

Вот мы и приплыли на остров «Р» – равнодушие. Как вы понимание слово «равнодушие», что оно означает? 

Родители отвечают.

22

2-й педагог

Этот же вопрос мы задавали детям. Послушайте, что, по их мнению, является равнодушием.

Комментарий для родителей
Такие задания развивают у детей эмоциональный интеллект, учат понимать эмоции и чувства свои и других людей. Когда дети обсуждают то или иное чувство или ту или иную эмоцию, то объясняют, для чего они нужны, показывают мимикой. С помощью наводящих вопросов делают вывод, что даже негативные эмоции нужны человеку. Например, страх помогает избежать многих опасностей.

23

1-й педагог

На острове равнодушия главенствует монсик Грустякин. Он просит нас о помощи. Ведь жители острова стали настолько равнодушны, что даже не замечают, что
их остров тонет и совсем скоро уйдет под воду. На острове накопилось столько
лишних предметов и вещей, которые тянут остров ко дну! Нужно скорее помочь
Грустякину и спасти остров. Вы готовы?

Родители отвечают.

24

1-й педагог

Давайте выберем ненужные предметы.

25

Упражнение «Спасите остров»

5 минут

Педагоги предлагают родителям внимательно посмотреть на предметы на столе и отобрать лишние. Также можно использовать картинки с изображением различных предметов. Главный критерий, по которому они выбирают предметы, – наличие в названии предмета определенного звука, в данном случае – «Р».

1-й педагог

Ура, мы спасли остров! Но Грустякин опять просит о помощи. Он хочет, чтобы
мы справились с равнодушием на острове и немного взбодрили и развеселили
его жителей.

Комментарий для родителей
Данное упражнение направлено на развитие у детей фонематического слуха, умения слышать отдельные звуки в слове, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова. Это умение имеет важное значение и является предпосылкой успешного обучения ребенка грамоте. На занятиях дети самостоятельно догадываются, по какому принципу необходимо исключить лишний предмет или предметы.

1

2-й педагог

Но как же нам это сделать? Давайте подумаем.

Родители предлагают, как справиться с равнодушием.

2

2-й педагог

А теперь послушайте, что предложили дети.

Зачитывает варианты ответов детей.

3

1-й педагог

После того как мы с воспитанниками выясняем, что такое равнодушие, как оно
проявляется, какого человека можно назвать равнодушным, проводим специальные игры. Что ж, дорогие родители, настала и ваша очередь помочь жителям острова справиться с равнодушием. Предлагаю с помощью игры определить самых равнодушных жителей острова.

4

Игра «Якорь»

5 минут

Педагоги озвучивают различные ситуации. Родители с помощью мимики показывают равнодушного человека, как он ведет себя в этой ситуации.

2-й педагог

После этой игры с детьми, когда они с помощью мимики изобразили какую-то эмоцию или чувство, мы предлагаем им прочувствовать их через пластику своего тела. В этом нам помогает музыка. Мы обсуждаем с детьми, какая музыка свойственна, например, равнодушию. Затем слушаем несколько музыкальных фрагментов, выбираем подходящий под описание и выполняем под эту музыку упражнение.

1

Игра «В мире равнодушия»

5 минут

Педагоги предлагают родителям выбрать из нескольких музыкальных фрагментов один, который больше всего отражает состояние равнодушия. Затем под музыку родители изображают «равнодушие» с помощью пантомимики и жестов.

1-й педагог

Теперь мы знаем, как выглядят равнодушные жители острова. Как же им помочь?
А давайте раскрасим этот остров яркими волшебными красками радости – всеми
цветами радуги.

Комментарий для родителей
Данные игры помогают развивать у детей эмоциональный интеллект, умения понимать эмоции других людей и собственные эмоции и управлять ими. Также эти игры развивают воображение, мимику, пантомимику.

1

Игра «Рисуем чувства»

5 минут

Педагоги предлагают родителям закрасить яркими красками «равнодушие», которое изображено на ватмане мрачными красками. Параллельно родители должны называть, какое противоположное равнодушию чувство или эмоцию означает каждый цвет. Например, отзывчивость, внимание, забота, доброта и радость.

2-й педагог

Я вижу, картина почти готова. Давайте скорее покажем ее Грустякину и всем жителям острова «Р».

Показывает картину.

Комментарий для родителей
Данная игра направлена на развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности. Кроме того, такие упражнения помогают закрепить знания детей об основных и составных цветах, развить воображение и фантазию, распределить роли в группе. На занятиях дети выполняют упражнение в два этапа: сначала рисуют равнодушие темными красками, затем закрашивают его яркими красками и совместно с педагогом называют противоположные чувства и эмоции. Таким образом, дошкольники знакомятся с разными, в том числе противоположными по значению, чувствами и эмоциями.

1

2-й педагог

Теперь остров засияет яркими красками радости! Это значит, нам пора отправляться в обратный путь. На прощание все жители острова хотят подарить нам эту веселую песенку.

Звучит гимн Монсиков (муз. А. Яковеля).

2

1-й педагог

По традиции в конце каждого занятия мы с ребятами не только поем и танцуем
под гимн монсиков, но и благодарим друг друга за хорошую работу и настроение.
Давайте и мы поблагодарим друг друга за смелость, сплоченность и отзывчивость.
Мы волнам скажем спасибо, пока! 

Помахать руками.

3

1-й педагог

Руками раскрутим штурвал корабля!

Изобразить руками вращение корабельного штурвала.

4

1-й педагог

Влево и вправо мы мачту качнем,

Наклониться влево, потом – вправо.

5

1-й педагог

А завтра новый остров найдем!

Изобразить руками бинокль и посмотреть по сторонам.

6

1-й педагог

Здорово было плыть нам всем вместе,

Показать большой палец, поднятый вверх.

7

1-й педагог

С друзьями плыть всегда интереснее!

Обняться друг с другом, хлопнуть ладошками по ладошкам друг друга – «дать пять».

Звучит музыка на морскую тематику (по выбору музыкального руководителя).
Родители выстраиваются друг за другом, «плывут» – возвращаются на свои места.

8

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

5 минут

2-й педагог

Вот и подошло к концу наше путешествие. Надеемся, что вы получили не только
хорошие эмоции, но и узнали много нового и интересного о развивающих упражнениях. Вы сможете использовать их дома с детьми в разных игровых ситуациях. Упражнения могут варьироваться в зависимости от поставленных задач и целей.

Спрашивает родителей, есть ли у них вопросы по упражнениям, и просит оценить мероприятие.
Вопросы для родителей:
– что вам больше всего понравилось на мероприятии?
– полезна ли для вас информация, которую вы сегодня получили?
– какие игры или упражнения вы захотели провести со своими детьми?