Как воспитателю реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась

Александра Фокина, практикующий психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.

Если ребенок не умеет безопасно для окружающих выражать агрессию, она может переходить в насилие. Задача взрослых – учить детей приемлемым способам выражать агрессию. В рекомендации – как научить воспитателей справляться с детской агрессией и правильно на нее реагировать, таблица, которая поможет определить причины агрессии, а также памятки для педагогов.

Что нужно знать воспитателям о детской агрессии

Агрессия – нормальная и необходимая реакция ребенка. Она нужна ему, чтобы успешно конкурировать с другими детьми, добиваться целей. Однако регулярные вспышки агрессии, неадекватность их уровня той ситуации, которая их спровоцировала, часто указывают на то, что ребенку требуется помощь психолога.

Чтобы снизить детскую агрессию, создайте в саду безопасную среду. В примере – десять условий для создания такой среды.

Пример

Условия, которые способствуют снижению детской агрессии

  1. Удовлетворение потребностей ребенка.
  2. Баланс контроля, опеки взрослых и возможности проявлять самостоятельность.
  3. Наблюдение конструктивных отношений между значимыми людьми.
  4. Здоровые семейные формы выражения агрессии.
  5. Отсутствие насилия со стороны взрослых и сверстников.
  6. Возможность действовать спонтанно и целиком отдаться своему занятию.
  7. Соблюдение личных границ ребенка другими людьми.
  8. Преобладание позитивных эмоций над негативными.
  9. Физический комфорт, правильный режим питания, отдыха, одежда по сезону.
  10. Опыт доверительных отношений со взрослыми и ровесниками.

Раздайте педагогам памятки, которые помогут быстро остановить вспышку агрессии у ребенка, правильно реагировать на детскую агрессию, а также снизить общий уровень детской агрессивности в группе.

Как найти причины агрессии детей

Не рассматривайте агрессию как проявление плохого характера или невоспитанности ребенка, воспринимайте ее как звено в цепи взаимодействия ребенка с миром. Понаблюдайте за ситуациями, в которых ребенок проявляет агрессию.

Обратите внимание, что произошло непосредственно перед вспышкой агрессии и что изменилось после. В примере – характеристики агрессивных детей в группе.

Пример

Ситуация № 1. Четыре ребенка в группе регулярно проявляют агрессию

Дима, 5,5 лет. Из предыдущего детского сада мама перевела его из-за конфликтов с родителями и воспитателями. Мать Димы конфликтная, часто устраивает в детском саду скандалы. Бабушка страдает психическим заболеванием, агрессивна, бьет и даже кусает дочь. Мальчик бьет сверстников, отнимает игрушки и добивается, чтобы за ним погнались, обзывается, грубит воспитателю. Несмотря на это, многие дети охотно играют с ним, потому что он легко придумывает игры, спокойно отдает свои игрушки.

Наташа, 5,5 лет. Мама Наташи во втором браке, недавно родила сына. Она оставляла новорожденную Наташу в роддоме, опеку над ней брала бабушка, и только год назад мать вернула дочь к себе. Она открыто говорит о том, что любит только младшего сына, а от дочери одни проблемы. Основное требование матери и отчима к Наташе – не мешать, делать все идеально и никогда не перечить взрослым. Наташа внешне спокойная, собранная девочка. Очень хорошо занимается на занятиях. Ее агрессия проявляется в драках и угрозах в адрес других детей, если ей что-то не нравится. Воспитателя всегда слушается.

Костя, 6 лет. Подвижный и неусидчивый, спортивный. Мальчика воспитывает мама, которая много времени проводит на работе. Костя часто предоставлен себе. Он много общается со старшими ребятами во дворе, перенимает их поведение, использует в речи элементы подростковой лексики. Костя нравится детям в группе, его считают умным, веселым и красивым. Агрессия Кости проявляется в частых драках и ссорах по мелким поводам, особенно когда ему скучно или надо сидеть спокойно. С воспитателем он не агрессивен, но непослушен.

Катя, 6 лет. Мама Кати – молодая привлекательная женщина, которая занята работой и поисками личного счастья. Требует от дочери, чтобы та со всеми проблемами справлялась сама. Катя – способная симпатичная девочка, стремится к общению с воспитателем. Девочка проявляет агрессию к ровесникам без видимых причин – ударяет, обижает. Иногда она предлагает агрессивные сюжеты для игр: кто-то погиб, был убит, подвергся нападению.

Обсудите с воспитателями ситуации из примера. Пусть предложат свои варианты решения. Сравните их с подсказками ниже. Нажмите на крестик, чтобы увидеть неудачную реакцию воспитателя. Галочка – правильные действия в ситуации, которая описана выше.

Задача воспитателя в случаях детской агрессии – понять, какую потребность ребенок удовлетворяет, действуя агрессивно. В этом поможет таблица. В ней наглядно видно, что было до вспышки агрессии, например, воспитатель или родители наказали ребенка, заставили его поделиться своей игрушкой с другим ребенком. Что изменилось – ребенок отреагировал на наказание, проявил эмоции, выразил переживаемые чувства – обиду, злость.

Раздайте воспитателям таблицу, чтобы они ориентировались в причинах детской агрессии.

Что было до вспышки агрессии

Что изменилось после

Какую потребность удовлетворил

Педагог или родители поместили ребенка в незнакомые или неудобные условия

Добился небольшого или значительного улучшения условий или избежал нежелательной деятельности

В безопасности

Воспитатель, родители или сверстники проявили физическое или психологическое насилие. Подавили активность или спонтанность ребенка

Защитился от насилия

Педагог или родители наказали ребенка. Принудили поделиться игрушкой.

Отреагировал на наказание. Проявил эмоции, выразил переживаемое чувство

Педагог, родители или сверстники не обращали на ребенка внимания, уделяли при нем внимание другим детям

Оказался в центре внимания, пусть даже негативного

Во внимании и признании

Ребенок не смог сделать задание на том же уровне, что и большинство детей, не испытал чувства успеха

Обрел мнимое превосходство над другими детьми

Ребенок скучал, устал от монотонности на занятии. Был не заинтересован в общем деле

Избежал однообразия, испытал эмоции, включился в ситуацию

В новизне

Ребенок не был включен в продуктивные контакты с ровесниками. Хотел общаться, но этому мешали речевые, соматические, психологические и другие барьеры (не владеет фразовой речью, имеет ОВЗ, логоневроз и т. д.)

Навязал свое общество ровесникам. Заставил взаимодействовать с собой (например, гоняться за собой после того, как отобрал игрушку). Почувствовал себя включенным в игру

В общении

Скачать таблицу

Чтобы снизить агрессию, рекомендуйте воспитателям стимулировать конструктивную деятельность детей в группе. Занятия должны предоставлять возможность каждому ребенку действовать осмысленно – воспитатель задает только общее направление дела. Например, формулирует задание так: «Ребята, у нас есть разные предметы, из которых можно построить домики».

Воспитатель не должен требовать одинаковых действий от всех детей. Воспитанники захотят разного: одни дети захотят рисовать домик, другие лепить, третьи строить из кубиков. Пусть Дима, Костя, Наташа и Катя выберут то, что у них получается.

Рекомендуйте воспитателям персонализировать общение с агрессивными детьми: называть каждого по имени, быть понемногу рядом с каждым, задавать вопросы, высказывать свое мнение, улыбаться, находить, за что похвалить. Пусть чаще одобряют поведение детей, когда они ведут себя неагрессивно. Например: «Как ты здорово придумала!», «Дети, мне приятно быть с вами рядом», «Вы молодцы».

К агрессивному ребенку нужно проявить внимание, оказать поддержку, при этом не обсуждать его поведение. Например, сказать: «Дима хороший, замечательный мальчик», спросить: «Костя, мне кажется, ты скучаешь?».

Как научить детей правильно выражать агрессию

Многие воспитатели считают детскую агрессию недопустимой, говорят детям «перестань злиться», «нельзя вредничать», «не смей драться!». Но ребенок не может усилием воли не злиться. Иногда он подавляет внешнее выражение агрессии, но агрессия только ищет возможность выйти наружу. Через некоторое время ребенок находит повод выплеснуть эмоции – агрессия становится неконтролируемой.

Внимание

Агрессия превращается в насилие, если ребенок не знает, как по-другому ее выразить

Ему нужен опыт наблюдения за «правильно» злящимися значимыми взрослыми.

Воспитатели должны учить ребенка социально приемлемым способам выражать агрессию: рассказать об этом, показать личный пример; в ситуациях, когда ребенок проявляет агрессию, обращать его внимание на то, как он это делает, и давать обратную связь. Смотрите ситуацию 2 в примере.

Пример

Ситуация № 2. Дети не умеют выражать агрессию

Дима ползком добрался до одногруппника, больно укусил его. Когда воспитатель подошла к нему, принялся лаять и размахивать перед ней руками. Дима скопировал модель агрессии, которую его бабушка использует в семье.

Катя во время занятия повернулась к Игорю, который сидел сзади, и ткнула острым карандашом ему в лицо. Таким способом она, страдая от пренебрежения матери, сумела обратить на себя внимание группы и воспитателя.

Костя грубо обозвал Дашу, обидно раскритиковал и сломал башню, которую она строила. Он скопировал подростковую модель агрессии своих взрослых друзей.

Наташа угрозами и силой заставила девочку из группы отдать ей игрушку. Она использовала прием – подавление других, который применяют в семье к ней самой отчим и мать.

Обсудите с воспитателями ситуации из примера. Пусть предложат свои варианты решения. Сравните их с подсказками ниже. Нажмите на крестик, чтобы увидеть неудачную реакцию воспитателя. Галочка – правильные действия в ситуации, которая описана выше.

Чтобы снизить уровень агрессии, нужно обратить внимание агрессивного ребенка на то, что он делает, когда злится: «Ты сейчас очень грубо сказал», «Ты портишь чужую вещь», «Ты разрушил башню, которую Даша так долго строила». Пусть воспитатель озвучит чувства, которые возникают в ответ на агрессию.

При этом важно говорить не об агрессивном ребенке, а о том, кто подвергся его агрессии, не переходить на обсуждение личности ребенка: «Мне сейчас очень обидно», «Даша плачет», «Посмотри-ка, малыши в песочнице испугались».

Ориентируйте воспитателей четко называть, каких действий они хотят сейчас от ребенка. Пусть не говорит риторически: «Да что же это такое!», «Ты чем думал?». Поможет спокойный ровный тон и конкретика: «Прекрати», «Стоп», «Так делать нельзя», «Это Танина игрушка, отдай», «Отойди вот сюда», «Скажи то же самое без ругательств».

Воспитатели должны показать детям в игре разные формы проявления агрессии. Например, в образе героя рассказать, как правильно защищаться и добиваться своего. Пусть учат не отказу от агрессии, отступлению – «ладно, забирай», а ее цивилизованному выражению – «я сама сейчас хочу с этим играть», «мне это не нравится, не делай так».

Как поддержать эмоциональное благополучие детей с помощью среды

Дети, как и взрослые, реагируют на обстоятельства жизни. Некоторые условия – давление со стороны взрослых, унижение, невозможность уединиться, удовлетворить потребности – провоцируют у ребенка агрессию. Смотрите в примере ситуацию №3.

Пример

Ситуация № 3. Потребности детей в группе

В детском саду Дима постоянно ищет общения, внимания, Костя физической активности, свободы, Наташа и Катя стремятся утолить потребность в любящей внимательной матери. Дима, Костя, Наташа и Катя воспитываются в эмоционально неблагополучных семьях. Они лишены правильного внимания родителей, их потребностям родители не придают значения.

Обсудите с воспитателями ситуацию № 3 из примера. Пусть предложат варианты, как с помощью среды в группе помочь дошкольникам. Сравните варианты с подсказками ниже. Нажмите на крестик, чтобы увидеть неудачную реакцию воспитателя. Галочка – правильные действия в ситуации, которая описана выше.

Двигательная активность и спонтанная игра должны по продолжительности втрое превышать занятия учебного типа и развлечения с гаджетами. Поэтому воспитатели должны предоставить детям возможность больше играть. Пусть чередуют виды активности – двигательную и умственную; индивидуальную и коллективную. Также рекомендуйте регулярно менять интерьер группы.

Контролируйте, чтобы воспитатели не пытались управлять поведением детей с помощью отсылок в будущее или прошлое: «Ты забыл, как мама тебя ругала?», «Что из тебя получится!». Это плохо влияет на эмоциональное состояние и только провоцирует агрессивное поведение. Жизнь ребенка должна протекать здесь и сейчас. Поэтому воспитатели не должны требовать от него постоянно откладывать удовлетворение какой-то потребности: «Сейчас потерпи, а вот потом…».

Оборудуйте в группе место для уединения, а воспитателям поручите научить детей им пользоваться. Также важно обеспечить питьевой режим в группе и напоминать детям вовремя о том, что пора попить.

Воспитатели не должны нарушать личные границы детей, например, отбирать личные вещи. Это воспринимается как насилие и ведет к ответному насилию. Ребенок имеет право на личную территорию, имущество, вкусы, чувства и желания.

Совет

Не давайте оценок вкусам и симпатиям ребенка; придерживайтесь правил «хвалить исполнителя, критиковать исполнение» и «хвалить при всех, ругать наедине»

Не разглашайте сами и не позволяйте разглашать воспитателям сведения, которые узнали о ребенке от других или от него самого в личной беседе.

Педагоги должны признавать право ребенка по-своему относиться к ситуации: не стыдить, не ругать, не уговаривать, когда он проявляет чувства, не обесценивать их, не говорить «Что ты злишься из-за ерунды?». Если воспитатель хочет выразить свое отношение, он может сказать о себе: «Я этого не понимаю», «А мне нравится».

Как справиться с подражанием агрессивному поведению

Дети могут подражать агрессивному ребенку по многим причинам: он добивается своего, ведет себя ярко, использует незнакомые раньше формы поведения. Подражание вообще характерно для детских коллективов.

Дети оказывают взаимное влияние друг на друга, и оно тем сильнее, чем меньше в группе приветствуется самостоятельность. Главное средство борьбы с подражанием – поддержка самостоятельности детей. Читайте в примере ситуацию № 4.

Пример

Ситуация № 4. Другие дети подражают агрессорам

Дети в группе стали проявлять ответную агрессию в адрес Димы, Кости, Кати и Наташи, стали часто подражать им.

Обсудите с воспитателями ситуацию из примера. Пусть предложат свои варианты решения. Сравните их с подсказками ниже. Нажмите на крестик, чтобы увидеть неудачную реакцию воспитателя. Галочка – правильные действия в ситуации, которая описана выше.

Чтобы справиться с подражанием и стабилизировать ситуацию в группе. рекомендуйте воспитателям как можно чаще говорить о положительных качествах агрессивного ребенка. Это поможет создать ему другой имидж и выделить в нем другие черты для подражания. взрослые должны регулярно демонстрировать уважительное и заинтересованное отношение к тем детям, поведение которых хотят изменить.

Расскажите воспитателям, что они должны четко определять и озвучивать, какие действия, поступки подражателей следует искоренить, например: драки, брань, дележ игрушек. Важно последовательно реагировать на такие поступки негативно: делать замечания, запрещать, сообщать родителям, выражать неодобрение.

Также воспитатели должны последовательно поддерживать подражание положительным качествам агрессивных детей. Например, интересу к игре, общительности – выслушивать, хвалить, задавать вопросы.

Чтобы избежать негативного подражания, педагоги должны поддерживать самостоятельность и индивидуальность детей: не вторгаться в их активность без нужды, не заставлять действовать одинаково, интересоваться их мнением, сравнивать точки зрения. При этом не распространять оценку поведения агрессивного лидера на остальных детей в группе, не говорить обобщенно: «Вы же не слушаете!», а только «Ты меня не слышишь».